В России представили первые результаты экспериментов по беспилотным грузовым перевозкам на закрытых территориях и на дорогах общего пользования
Итоги работы первых коммерческих беспилотных проектов и планы по развитию отрасли представили в Москве в МИЦ «Известия» в рамках пресс-конференции мультисервисного оператора логистических услуг компании «ПЭК».
Внедрение беспилотных транспортных средств на автомобильных дорогах общего пользования является закономерным этапом развития современных интеллектуальных транспортных систем. Ключевыми вопросами, стоящими перед участниками процесса внедрения «беспилотников» являются принятие законодательных инициатив, технологические аспекты и наработки, а также то, как будет перестраиваться дорожная инфраструктура, в том числе и для беспилотных грузоперевозок.
По словам исполнительного директора Ассоциации «Цифровая Эра Транспорта» Дмитрия Ольховикова, за исключением первоочередных задач по созданию нормативной базы для беспилотников, крайне необходимо разработать единые стандарты инфраструктуры, проработать модели передачи данных.
«Цифровизация инфраструктуры в первую очередь должна быть направлена на три составляющие: безопасность дорожного движения, оптимизация транспортных потоков управления дорожным движением и создание сервисов, в том числе для беспилотных перевозок. На дороге должно быть оборудование: различного рода детекторы, камеры и датчики. Необходимо обмениваться информацией с транспортным средством, которое также оснащено оборудованием и софтом — программным обеспечением», — прокомментировал исполнительный директор Ассоциации.
Напомним, что еще в начале июня на Петербургском международном экономическом форуме Минтранс РФ и Минцифры РФ договорились о разработке единых стандартов для строительства дорог в России, которые будут адаптированы для использования цифровых технологий, в том числе и для беспилотного транспорта.
Также, исполнительный директор Ассоциации «Цифровая Эра Транспорта» отметил важность проработки модели передачи данных в рамках «беспилотных» экспериментов.
«Важно, чтобы цифровая инфраструктура дороги была рассчитана не только на ВАТС, но и на классические транспортные средства. Необходимо развернуть систему передачи связи за счет тех или иных каналов и радиоволн. Очень важно проработать модели передачи данных, потому что сегодня на дороге текущая цифровая инфраструктура обслуживается на сетях общего пользования, она может не справиться с таким объемом информации. Этот вопрос нужно решить», — подчеркнул Дмитрий Ольховиков.
В продолжении пресс-конференции генеральный директор Автономной некоммерческой организации «Право Роботов», эксперт Совета по Цифровой экономике Никита Куликов рассказал о работе Совета в рамках вопросов по совершенствованию регулирования, в том числе и в области беспилотного автотранспорта.
«Для того, чтобы избежать „регуляторных разрывов“ мы предлагаем доработать нормы ПДД, добавив понятие беспилотного автомобиля (ВАТС), к которому применяются все требования, как и к классическому транспортному средству с водителем. Далее приравнять в правах к водителю ответственное лицо, которое курирует беспилотную перевозку. Так, сохраняются требования о ТО, страховании, ответственности при ДТП. Если все эти вопросы адаптировать к особенностям беспилотного транспорта, можно заранее описать возможные риски и варианты их решения», — уточнил Никита Куликов.
Спикер подчеркнул, что одним из наиболее важных вопросов остается вопрос ответственность при ДТП.
«Существуют различные подходы. Один из них — решение вопроса через суд с проведением экспертизы, что именно стало причиной аварии. Например, если сбой в программе — ответственность на разработчике ПО. Если отвлекся оператор, который им управлял дистанционно, ответственность на перевозчике или эксплуатанте. Другой подход — создание единого финансового фонда. Разработчики и, возможно, эксплуатанты беспилотников будут отчислять определенную долю с продажи этой техники, для того чтобы покрывался причиненный ущерб. В итоге финансовую ответственность в случае аварии несет фонд», — резюмировал генеральный директор АНО «Право Роботов».
Одним из участников эксперимента по тестированию беспилотных грузоперевозок на трассе М-11 стала компания ПЭК. Еще в марте этого года на закрытой территории логистического хаба в Бутове компания протестировала грузовую беспилотную платформу EVO-1 от команды разработчиков Evocargo.
«ПЭК ставит задачу оценить эффективность беспилотных перевозок. Ключевые показатели: увеличение скорости доставки, снижение зависимости перевозки от человеческого фактора, сокращение себестоимости. Результаты пилотных проектов на закрытых территориях в дальнейшем планируем использовать при автономных перевозках на дорогах общего пользования, — прокомментировал заместитель директора ПЭК Вадим Филатов.
Действительно, тенденции в сфере логистики неутешительные — дефицит профессиональных водителей, а также рост себестоимости перевозок. Одним из возможных путей оптимизации как раз станут беспилотные технологии.
По словам директора по цифровой трансформации ПЭК Олега Сковородникова, по итогам проекта ПЭК пришел к выводу, что использование беспилотников между складами на закрытой территории может увеличить скорость перемещения грузов на 20%. Однако, пока экономия при тестировании беспилотников нивелируется потребностью в услугах инженеров-диспетчеров, которые дистанционно контролируют процесс передвижения EVO-1.
«Снизить себестоимость и увеличить скорость перемещения можно за счет более детальной проработки взаимодействия беспилотника с инфраструктурой и другими транспортными средствами. Например, по итогам эксперимента мы определили, что оптимальное время для работы EVO-1 в данном складском комплексе — это ночь, когда трафик на территории хаба менее плотный, но именно в это время суток на склад отгружается наибольший объем грузов. Ну а максимальный эффект от эксплуатации беспилотников достигается благодаря синергии технологий обработки телеметрических данных и автономных грузовых транспортных средств», — подчеркнул Олег Сковородников.
Кроме того, Олег Сковородников выделил одно из ключевых достижений проекта — нулевую аварийность.
«Беспилотник движется так, чтобы избежать любого несчастного случая, и пропускает другие транспортные средства, даже если водитель нарушает ПДД. Из-за этого средняя скорость может снижаться с 10 км/ч до 3,5 км/ч. Увеличить ее можно за счет введения ограничений движения по маршруту следования, в том числе по парковке, а также установив знаки и контролируя соблюдение ПДД водителями других машин», — прокомментировал генеральный директор Evocargo Андрей Большаков.
За исключением сотрудничества с компанией Evocargo транспортно-логистический провайдер проводит серию экспериментов по беспилотным грузоперевозкам с компанией BaseTracK. Так, в рамках пресс-конференции состоялось подписание соглашения между мультисервисным оператором логистических услуг компанией «ПЭК» и разработчиком инновационной российской технологии BaseTracK Logistics SF. В планах компаний подключить 1000 грузовиков к системе автоматизированного вождения. Предполагается, что это будет первое в российских грузоперевозках массовое коммерческое использование ВАТС.
Генеральный директор BaseTracK Андрей Вавилин рассказал собравшимся участникам и представителям СМИ про технологию BaseTracK Logistics SF, которые уже были внедрены и апробированы компанией в формате коммерческих перевозок. Результатом стала экономия топлива на 10% от норматива.
«Грузовикам, работающим по нашей технологии, не нужны специально оборудованные дороги. Экономия достигается за счет использования инерции грузовика и гармонизации движения. При этом движение становится безопаснее, заметно снижается количество поломок автомобиля и значительно уменьшается расход топлива», — рассказал генеральный директор BaseTracK Андрей Вавилин.
Стоит отметить, что с начала 2021 года ПЭК осуществляет тестирование грузоперевозок с передачей системе управления педалью газа на трассе М-11 «Нева», что несомненно является следующим шагом в автоматизации движения.
_____________
Напомним, что на Петербургском международном экономическом форуме Минтранс РФ и лидеры рынка грузоперевозок России подписали соглашение о создании к 2024 году на трассе М-11 «Нева» между Москвой и Санкт-Петербургом первого в России беспилотного логистического коридора. Важной частью подготовки к запуску беспилотных грузовиков на дороги общего пользования стало тестирование их возможностей, в том числе и на закрытых территориях. ПЭК в реальных условиях провел тестовые испытания автоматизированных перевозок — технологии автоматизированных грузоперевозок BaseTracK (недавно компания привлекла $1 млн от инвесторов Angelsdeck) и беспилотных грузоперевозок от компании Evocargo.
Фото: Николай Кушниренко
Чтобы оставить комментарий - авторизуйтесь через