баннер Телеграм каналбаннер Телеграм канал
19 августа 2021 года

Транспортную систему страны ждет масштабная цифровая трансформация

Рейтинг 0

Минтранс России представил проект документа Транспортной стратегии на период до 2030 года с прогнозом до 2035 года. Ключевыми задачами стратегии являются повышение пространственной связанности и транспортной доступности территорий, повышение мобильности населения и развитие внутреннего туризма, увеличение объема и скорости транзита грузов и развитие мультимодальных логистических технологий, а также цифровая трансформация отрасли и ускоренное внедрение новых технологий.

Транспортную систему страны ждет масштабная цифровая трансформация

Для реализации транспортной стратегии до 2035 года потребуется почти 63 трлн рублей. Из них 25 трлн рублей — бюджетные средства и 38 трлн рублей — внебюджетные источники финансирования. К проекту привлекут зарубежных специалистов, а с инвестициями, по мнению экспертов, проблем возникнуть не должно.

Как следует из документа, транспортную систему страны ждет масштабная цифровая трансформация — запуск автономных и высокоавтоматизированных транспортных средств на дорогах общего пользования, подготовка более 100 тысяч км автомобильных дорог к 2023 году, создание единой инфраструктуры для возможности безопасного пользования беспилотниками. По оценке ведомства, доля беспилотных внутригородских перевозок к 2030 году должна вырасти до 30%. Что же касается междугородних перевозок, то доля грузовых автоперевозок составляет 50%, а пассажирских — 30%. Кроме того, в 2024 году 3% автомобилей в России будут оборудованы системами помощи водителю, а к 2035 году планируется поднять планку до 70%.

При разработке стратегии не обошли стороной развитие цифровых сервисов для пассажиров. Отдельно можно выделить внедрение во всех крупных городах бесконтактной системы оплаты проезда и биометрии. По данным Минтранса РФ доля пассажиров автомобильных, железнодорожных и воздушных перевозок, которых будут распознавать таким способом составит не менее 80% от общего пассажиропотока.

Также, в приоритете решение задач по сокращению времени в пути. Так, сообщение между городами с населением более 1,5 млн человек, расположенных в радиусе 250 км, будет не более 2 часов, в радиусе 500 км — до пяти часов. Объем пассажирских перевозок на железнодорожном транспорте к 2035 году должен увеличиться до 150 млн человек, в том числе за счет развития скоростного и высокоскоростного сообщения. А пассажиропоток российских авиакомпании вырастет на 63% — до 209 млн пассажиров.

О том, какие могут возникнуть вопросы, при реализации данной стратегии в интервью телеканалу «Россия 24» рассказал президент Ассоциации «Цифровая Эра Транспорта» Антон Журавлев. Эксперт отметил возможные экономические риски при реализации столь масштабного и долгосрочного проекта.

«На достижение показателей, которые отображены в Транспортной стратегии, могут повлиять экономические факторы. Как пример, во время пандемии не все проекты удалось реализовать. Узким местом в вопросах цифровизации различных секторов экономики, в том числе и дорожно-транспортной отрасли, может стать нехватка квалифицированных специалистов», — подчеркнул Антон Журавлев.

Также спикер уточнил, что за исключением возможных экономических и кадровых проблем, одним из важнейших моментов при реализации цифровых проектов, в том числе при внедрении беспилотного транспорта, интеллектуальных транспортных систем и новейших инновационных технологий, должен стать вопрос разработки единого стандарта инфраструктуры.

В рамках данного направления, как следует из стратегии, будут разработаны стандарты технологии V2X в части ИТС, обеспечено развитие сетей передачи данных, сформированы стимулирующие меры для внедрения ИТС и формирования национальной сети ИТС.

По оценке Минтранса, доля автомобильных дорог, оснащенных интеллектуальными транспортными системами, составит 15% в 2024 году и 80% к 2035 году. Доля интеллектуальных систем управления движением на железнодорожном транспорте составит 10% в 2024 году и достигнет 100% к 2035 году. Доля зон авиационного движения, на которых применяются интеллектуальные системы составит 10% в 2024 году и 60% к 2035 году. На водном транспорте доля ИТС составит 15% в 2024 году и порядка 40% к 2035 году.

Напомним, что в июле этого года Минтрансом России завершён первый этап разработки Транспортной стратегии на период до 2030 года с прогнозом до 2035 года. В августе 2021 года стартовал второй этап разработки документа.