баннер Телеграм каналбаннер Телеграм канал

Из чего складывается пазл безопасности на дорогах

Рейтинг 5
21272
Сергей Дианов
директор по развитию бизнеса ГК «Урбантех»

Четыре десятка лет, включая 2000-е гг., число жертв ДТП на российских дорогах росло. У многих жителей России погиб в ДТП знакомый или даже член семьи, а в мелких ДТП побывал, наверное, каждый.

В 2008 г. в результате ДТП в России погибло почти 30 тысяч человек! Это был уже неприемлемо высокий показатель, который стимулировал ускоренное развитие технологий автомобильной безопасности и внедрения технических средств контроля соблюдения ПДД. И в том же 2008 г., когда была утверждена федеральная программа по безопасности дорожного движения, в России началось массовое внедрение комплексов фотовидеофиксации нарушений ПДД.

Согласно отчету Научного центра БДД МВД о состоянии дорожнотранспортной аварийности в РФ, в 2022 г. в России в результате ДТП погибли 14 172 человека — это попрежнему довольно много, но, с другой стороны, это значит, что за прошедшие 15 лет уровень смертности в ДТП в нашей стране сократился в два раза.

О современных технологиях контроля безопасности дорожного движения, включая разработки на основе искусственного интеллекта (ИИ), рассказал Сергей Дианов, директор по развитию бизнеса ГК «Урбантех», специализирующейся на разработке и внедрении современных ИТ-решений для обеспечения БДД и повышения эффективности дорожной инфраструктуры.

«Безопасные качественные дороги»

Хорошая новость заключается в том, что сегодня развитие систем фотовидеофиксации идет во всех регионах страны. Это происходит в рамках реализации Национального проекта «Безопасные качественные дороги», основная цель которого — снижение аварийности и смертности в ДТП. Одной из действенных и эффективных мер снижения количества ДТП и сокращения числа погибших и раненых на дорогах остается дальнейшее наращивание числа камер во всех регионах.

Но невозможно просто установить комплексы фотовидеофиксации и забыть об их обслуживании. Результата не будет. Важно их эффективно эксплуатировать, проводить аналитику очагов аварийности для своевременных перевесов комплексов исключительно на те участки дорог, где они будут способствовать снижению аварийности. Кроме того, необходимо осуществлять постоянный контроль технического состояния и обеспечивать бесперебойную работу всей группировки комплексов. К слову, в отдельных регионах доля отключенных камер достигает 20–25%. Мониторинг безошибочного функционирования системы в целом также является важным звеном, позволяющим исключать возникновение брака при распознавании потенциальных нарушений ПДД.

Опыт ГК «Урбантех» показывает, что только такая системная работа по управлению комплексами фотовидеофиксации способствует существенному снижению уровня аварийности и смертности в результате ДТП. Среди наших проектов — крупнейшая в РФ концессия по безопасности дорожного движения в Московской области. Более 6 лет мы помогаем транспортным властям и ГИБДД Московской области повышать уровень безопасности и бороться с очагами аварийности. На практике это работает так: на несколь-ких участках федеральных трасс А-108 и М-5 «Урал», а также на региональной дороге «Коломна — Малино» было зафиксировано 11 аварий, в которых погибли 4 человека, 18 человек получили ранения. Корректно закрыв очаги комплексами фотовидеофиксации, уже через несколько месяцев в Минтрансе Подмосковья отметили, что количество нарушений ПДД на данных участках дорог в общей сложности снизилось на 40%, а аварийность полностью отсутствует. И это совершенно органично — 79% водителей сбрасывают скорость до разрешенной именно перед камерами! Всего в 2022 г. мы закрыли комплексами фотовидеофиксации более 30 мест концентрации ДТП, в которых впоследствии количество ДТП снизилось на 66%, а число погибших — на 79%. В целом, с момента внедрения системы фотовидеофиксации количество ДТП в Московской области снизилось на 42%, погибших и раненых — на 40% и 44%.

Но еще раз подчеркну — не камеры на дорогах спасают людей, а их качественная и профессиональная эксплуатация в постоянном, круглосуточном режиме. Управление комплексами — это постоянный анализ ситуации и синергия с другими инструментами обеспечения БДД. В тех случаях, когда региональные транспортные власти не обладают достаточным опытом в вопросах эксплуатации систем фотовидеофиксации и осознают, что камеры — не обособленное решение, к работе привлекают компетентных операторов в рамках сервисных, либо концессионных контрактов. И это релевантный подход к решению задачи по повышению безопасности дорожного движения.

Законодательные барьеры на пути превентивной борьбы с ДТП

Борьба с аварийностью в России идет полным ходом, но не без помех. Они есть, и это не только нежелание отдельных регионов внедрять новые технологии. Одним из основных препятствий остается, как ни странно, регулирование, которое не позволяет принимать необходимые предупредительные меры для борьбы с аварийностью и смертностью на российских дорогах.

На данный момент такие параметры, как количество и места установки комплексов фотовидеофиксации, ограничиваются Методикой определения мест размещения комплексов фотовидеофиксации, выпущенной Минтрансом, а также соответствующими ГОСТами. Во многих случаях региональные власти вынуждены ждать, пока на участке дороги накопится определенное число аварий, раненых и погибших, прежде чем можно будет применить технические средства контроля соблюдения ПДД. Только в 2022 г. в России построено и реконструировано более 1,2 тыс. километров дорог. Но устанавливать на них камеры до того, как появится история аварийности, нельзя по закону. Наконец, хотелось бы обратить внимание на то, что законодательство до сих пор не предусматривает воз-можность установки комплексов фотовидеофиксации в районах школ, детских дошколь-ных учреждений и социально значимых объектов — т. е. именно там, где они крайне необходимы.

Все эти ограничения сказываются на уровне безопасности крайне негативно. Правда, в сентябре 2024 г. вступит в силу федеральный закон, который вводит обязательные для всех регионов требования к размещению технических средств контроля соблюдения ПДД. Новый закон позволит лучше контролировать эксплуатантов средств фотовидеофиксации на дорогах, но многие существенные недостатки старого регулирования, включая вышеописанные проблемы, к сожалению, сохранятся!

Отмечу, что сообщество поставщиков и производителей технологий БДД, операторы систем фотовидеофиксации выступают за существенное обновление соответствующего регулирования, как и за то, чтобы региональным транспортным властям и органам ГИБДД было предоставлено больше свободы принятия решений на основе оперативной ситуации на дороге и аналитики. Аварийность — это многофакторное явление, поэтому даже самое проработанное законодательство не сможет предусмотреть все ситуации и протоколы реагирования. При сохранении эффективного прокурорского и общественного надзора и в условиях технологического роста, о котором я рассказал выше, эти шаги позволят существенно приблизиться к цели нулевой смертности на дорогах.

Цифровые сервисы на базе фотовидеофиксации

Потенциальные возможности комплексов фотовидеофиксации гораздо шире, чем распознавать нарушения ПДД. Например, они позволяют вести сплошной мониторинг транспортного потока. Вместе с внедрением нейросетевых технологий это открывает перспективу совершенно новых возможностей применения технологий фотовидеофиксации. Многие из них уже применяются на практике.

Вывести оборот строительных отходов из тени, сделать процесс контролируемым, и исключить многочисленные нарушения при их транспортировке и размещении помогают современные комплексы фотовидеофиксации. Так, в 2021 году в Подмосковье на базе искусственного интеллекта мы разработали и запустили систему цифрового контроля обо-рота отходов строительства, сноса и грунтов (ОССиГ), интегрированную с учетными системами Минэкологии Московской области.

В режиме реального времени нейросеть идентифицирует мусоровозы по их контурам, распознает государственные регистрационные знаки и сверяет данные с базой разрешений на перевозку строительных отходов в системе «Электронный талон». Также система определяет наличие груза в кузове и отслеживает маршрут транспортного средства. Если выявлено нарушение — например, грузовик не заехал на комплекс по переработке строительных отходов и при этом продолжил путь без груза — потенциальное досье направляется инспекторам Минэкологии МО для расследования. Всего за два года работы системы в Московской области удалось снизить количество незаконных свалок на 57%, уменьшить количество жалоб на них со стороны жителей и сохранить бюджету более 67 млн рублей.

Кроме того, в России уже существует успешный опыт применения современных технологических решений для контроля транспортировки древесины. Лес — это не просто природное богатство. Это одно из важнейших экономических преимуществ России. Проблема бесконтрольной вырубки леса уже не первый год вызывает озабоченность у региональных властей. Впервые технология для контроля транспортировки древесины была представлена в 2017 году пермским разработчиком и производителем комплексов фотовидеофиксации «Азимут», входящим в ГК «Урбантех». В августе 2022 года был реализован пилотный проект по выявлению фактов транспортировки древесины без разрешительных документов на территории Пермского края. В ходе пилота было выявлено, что более 30% случаев транспортировки древесины не имели подтверждения в электронной базе данных выданных разрешений. На практике было подтверждено, что технология позволяет фиксировать факт нарушения и готовить необходимые материалы для дальнейшего составления протоколов об административном правонарушении. В целом, решение готово к масштабированию на всю страну. Однако для этого необходимо доработать существующее законодательство.

За безопасность пассажиров такси

По данным Центробанка, водители такси в 7,6 раз чаще попадают в ДТП. Для гарантии комфорта и безопасности пассажиров при поездках в такси также применяются решения на базе систем фотовидеофиксации. В 2021 году в Московской области запущена автоматизированная интеллектуальная система «Таксиконтроль» для проверки соответствия цветографической схемы подмосковных такси стандартам, утвержденным в регионе. За 2023 год нейросеть выявила более 5 тыс. нарушений несоответствия атрибутике такси. Водителям выписаны предостережения, а материалы для устранения нарушений направлены перевозчикам.

Взгляд в будущее

Нейросетевые технологии сейчас развиваются стремительно, растут вычислительные мощности для обработки данных, поэтому в ближайшем будущем возможности фиксаций нарушений ПДД ощутимо расширятся.

В ближайшем будущем комплексы фотовидеофиксации смогут определять нарушения ПДД пользователями самокатов и других средств индивидуальной мобильности. Кроме того, в будущем камеры смогут распознавать и лица нарушителей-пешеходов. Которые, к примеру, ходят по велодорожкам, переходят дорогу в неположенном месте или на красный свет. Но и тут есть вопросы к государственным властям: данные можно будет использовать только в тот момент, когда появится соответствующее законодательство. Как только такая технологическая возможность будет закреплена на законодательном уровне — сразу же появятся и комплексы, и необходимое программное обеспечение, которые позволят эти технологии применять на практике, а главное — повысить безопасность и культуру поведения всех участников дорожного движения.

Фото: пресс-служба ГК «Урбантех»

Возврат к списку

Чтобы оставить комментарий - авторизуйтесь через