баннер Телеграм каналбаннер Телеграм канал

Беспилотное движение в будущее

Рейтинг 5
26101
Полина Давыдова
директор Ассоциации «Цифровой транспорт и логистика»

Летом 2023 года впервые в России на трассе М-11 «Нева» между Санкт-Петербургом и Москвой стартовали коммерческие перевозки с использованием беспилотных грузовиков. Запуск проекта состоялся в рамках Петербургского международного экономического форума. Начиная с 2024 года Правительство России и Минтранс России планируют расширить применение беспилотных решений с трассы М-11 на другие важные транспортные коридоры страны – в первую очередь на М-12 и ЦКАД.

Проект носит название «Беспилотные логистические коридоры». На данный момент в нем задействовано шесть беспилотных «КАМАЗов», а также три грузовых автомобиля компании «Сберавтотех». Это не просто испытания технологии беспилотных перевозок, робомобили перевозят настоящие коммерческие грузы на регулярной основе для таких крупных компаний, как «ПЭК», «Глобалтрак Лоджистик», «Агро-Авто» (Х5), «Магнит» и «Газпромнефть-Снабжение». За полгода техника проехала уже 600 тысяч километров и доставила свыше 11 тысяч тонн грузов.

Участники беспилотных перевозок позитивно оценили первые результаты эксперимента. Так, «ПЭК» совместно с «КАМАЗом» выполнили 160 рейсов, суммарно доставив более 1,9 тыс. тонн грузов. Компания планирует в следующем году нарастить объемы перевозок вдвое. Компании «Магнит» удалось перевезти около 3,5 тыс. тонн грузов с использованием одного беспилотного тягача. Важный показатель – за все время не произошло ни одной аварии.
Согласно дальнейшим планам, в 2024 году будут дополнительно будут запущены еще 12 грузовиков от «КАМАЗа», также несколько беспилотников от «Сберавтотех». Амбициозная цель проекта - создать к 2030 году не менее 19,5 тысячи километров беспилотных логистических коридоров. Для России с ее расстояниями – это выполнимая задача.

Беспилотные автомобили стали актуальной темой в мировой технологической среде более 20 лет назад. Казалось, что все крупные технологические компании и почти все автопроизводители, как легковые, так и грузовые бросились заниматься разработкой этой технологии. Однако, как и с любым технологическим трендом, развитие автобеспилотности происходит волнообразно. Изначальное эйфорическое настроение и оптимистические прогнозы с представлением о полном отказе от машин с водителем уже через несколько лет сменились скепсисом - охлаждением рыночного интереса и снижением инвестиций в технологию.

Такой тренд наблюдается в мировом масштабе и, вероятно, связан с тем, что эта технология рассматривалась только как технологическая инновация. Конечно, технологии автономного вождения необходимы, но они являются лишь одной из частей инновационного пазла, который должен сложиться для того, чтобы беспилотные автомобили стали широко используемыми на дорогах. Инноваторы, участвующие в технологической гонке за инвестициями и долей на будущем рынке, упустили некоторые важные элементы этого пазла.

Возьмем, к примеру, экономику транспортировки пассажиров или грузов с использованием автономных технологий. Очевидно, что она должна быть значительно лучше, чем экономика грузоперевозок с участием водителя. В конце концов, какой смысл в инновации, если она приносит только убытки будущим пользователям? Еще одна проблема - отсутствие должного регулирования ответственности при эксплуатации автомобилей в автономном режиме на дорогах. Нормы, регламенты, процедуры, инструменты, и, конечно, кадры — все это необходимо урегулировать. И не только в случае аварий с автономными автомобилями, но и в любой нештатной ситуации, которая может привести к срыву заказа на перевозку и причинить убытки клиенту.

Комплексное решение всех этих задач оказалось необходимым. Если мы не рассматриваем этот вопрос, то неверие к технологии неизбежно увеличивается, что мы наблюдаем сейчас. Проект беспилотных грузовиков Waymo был заморожен. Мировые автопроизводители последовательно закрывают проекты беспилотных автомобилей на семь-десять лет, сосредотачиваясь на разработке и улучшении систем помощи водителю. Прокурор Сан-Франциско приостановил коммерческую эксплуатацию беспилотных такси от Waymo и Cruise в городе. Новости об аварийных и нештатных ситуациях с американскими беспилотными автомобилями приходят чуть ли не каждый день.

Российский проект БЛК не такой, на мировой сцене он особенный, поскольку представляет собой уникальное сочетание технологий, экономики и юридического регулирования. Он охватывает все аспекты: беспилотные автомобили, коммерческие перевозки, автомобильные дороги и правовые нормы. В отличие от проектов компаний Waymo и Cruise, российский проект БЛК объединяет разработчиков беспилотных технологий для грузовых автомобилей, крупнейших коммерческих автоперевозчиков, владельцев автомобильных дорог и регуляторов. Минтранс, Минпромторг и Минэкономразвития также участвуют в этом проекте. То есть в проекте реализован принцип синергии государственно-частного партнерства.

Включение в октябре 2021 года проекта БЛК в утвержденный правительством «Перечень инициатив социально-экономического развития РФ до 2030 года» придал ему статус национального проекта.
В итоге: в комплексе и взаимодействии впервые в мире проводятся тесты цифровых технологий «беспилотного автомобиля» и цифровых сервисов «умной» дороги.

Уникальность заключается в том, что впервые в мире оценивается экономическая эффективность беспилотной магистральной перевозки с перецепом полуприцепа с грузом с обычного автомобиля-тягача на беспилотный тягач и обратно (по завершении перевозки).

Возможность использовать более сложный и дорогой беспилотный грузовик только на трассе, без поездок в города и склады для длительной погрузки и разгрузки, в режиме 24/7, открывает новые перспективы. Особенно эффективная такая модель перевозок на большие расстояния, что характерно для России, где тысячи километров – это норма, а не исключение.

Для того чтобы проект беспилотных грузовиков мог быть реализован до введения нового регулирования, используется экспериментальный правовой режим (ЭПР), который является российским механизмом поддержки инноваций. Формирование программы ЭПР для проекта проходило на площадке Ассоциации «Цифровой транспорт и логистика» с участием всех сторон и при поддержке Министерства транспорта России.

Для стимулирования участников проекта БЛК на первом этапе использован механизм субсидирования перевозчиков, который необходим для проверки бизнес-моделей беспилотной перевозки в условиях массовой эксплуатации через пять-десять лет. Благодаря такому государственному подходу количество участников ЭПР БЛК, включая разработчиков беспилотников и перевозчиков, увеличивается.

Беспилотный проект на М-11 нацелен на решение нескольких приоритетных национальных задач: развитии цифровых инноваций в автомобильном транспорте, логистики на дорогах, снижении стоимости перевозок и создании эффективных транспортных коридоров.

Решение кадровой проблемы, связанной с нехваткой водителей-дальнобойщиков, является еще одной социальной задачей. Труд этих водителей физически и психологически тяжел: они проводят недели в дороге в отрыве от своих семей. Эта проблема актуальна не только в России, но и во всем мире, однако в России она особенно остро влияет на водителей из-за огромных расстояний страны. В течение последних лет дефицит водителей в России вырос с 15% до 21%. Из-за этого 5% грузовиков простаивают, так как нет водителей для их управления.

Следует отметить, что решение кадровой проблемы может изменить восприятие медийной истории о том, что автомобильные беспилотники лишат водителей работы. Это не так.

Через 15-20 лет переход к использованию беспилотных грузовиков на трассах, включая самые популярные грузовики для городских перевозок, не только не приведет к увеличению безработицы среди водителей-дальнобойщиков, но и значительно улучшит условия их работы, делая эту профессию более привлекательной.

Фото: пресс-служба Ассоциации «Цифровой транспорт и логистика»

Возврат к списку

Чтобы оставить комментарий - авторизуйтесь через