Цифровая трансформация транспортного комплекса. Будущее уже наступило!

Рейтинг 0
2423
Баканов Дмитрий Владимирович
директор Департамента цифровой трансформации Министерства транспорта Российской Федерации

Цифровая трансформация транспортного комплекса − это не будущее, не фантастика. Это реальность. Каждый из нас уже не просто наблюдает за изменениями на дорогах общего пользования, в пассажирском транспорте, инфраструктуре и многом другом, но и становится непосредственным участником процесса. Появление новых сервисов, беспилотных технологий, пунктов весогабаритного контроля и пропусков с системами автоматического взимания платы, систем мониторинга — все это делает нашу жизнь безопаснее и комфортнее уже сегодня. О развитии проектов цифровой трансформации транспортного комплекса рассказывает директор одноименного департамента Министерства транспорта Российской Федерации Дмитрий Баканов.

Стремительный рост городских агломераций в России в 2000-е годы создали условия для повышенного спроса населения на пользование транспортными услугами. Рост числа транспортных средств, увеличение пассажирских и грузовых перевозок увеличили нагрузку на транспортную инфраструктуру России.

Реализация задачи обеспечения растущих транспортных потребностей государства возможна за счет двух взаимно дополняемых направлений деятельности: новое строительство, реконструкция участков транспортной инфраструктуры и внедрение технологий организационного управления транспортной системой с использованием современных информационно-телекоммуникационных и телематических технологий. Совокупности таких технологий представляют собой современные интеллектуальные транспортные системы (далее − ИТС).

Для решения целого круга задач именно ИТС оказались тем самым инструментом, без которого в современном мире уже не обойтись или не достичь такого же результата.

Если говорить о целевых показателях национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги» (далее − БКАД), на достижение которых направлены, в том числе, мероприятия по тематике ИТС, то к ним можно отнести снижение доли автомобильных дорог федерального и регионального значения, работающих в режиме перегрузки; снижение количества мест концентрации дорожно-транспортных происшествий (аварийно-опасных участков) на дорожной сети; снижение количества погибших в дорожно-транспортных происшествиях.

фото-1.jpg

В более широком смысле целями внедрения ИТС для управления дорожно-транспортным комплексом в первую очередь являются повышение безопасности дорожного движения и пропускной способности автомобильных дорог общего пользования и улично-дорожной сети городских агломераций; снижение вредного воздействия транспортных средств на окружающую среду; улучшение экологической ситуации в субъектах Российской Федерации; обеспечение движения высокоавтоматизированных транспортных средств, в том числе в беспилотном режиме, по автомобильным дорогам общего пользования; стимулирование разработки и внедрения отечественных инновационных технологий транспортного планирования и развития ИТС, обеспечивающих повышение доступности и качества пассажирских и грузовых перевозок, а также повышение конкурентоспособности интеллектуальной дорожно-транспортной инфраструктуры Российской Федерации на международном рынке транспортных услуг и транзитных перевозок.

Необходимо отметить, что в Российской Федерации все работы, связанные с развитием интеллектуальных транспортных систем и особенно связанных с организацией движения беспилотного транспорта, учитывают тренды развития мирового транспортного комплекса.

В текущем году в рамках реализации мероприятий федерального проекта «Общесистемные меры развития дорожного хозяйства», а именно «Внедрение интеллектуальных транспортных систем, предусматривающих автоматизацию процессов управления дорожным движением в городских агломерациях, включающих города с населением свыше 300 тысяч человек», начато финансирование работ по созданию или развитию уже существующих ИТС в 27 городских агломерациях. Внедрение элементов ИТС в крупных городских агломерациях создает фундамент для эффективного распространения ИТС по всей территории данных субъектов Российской Федерации. Кроме того, в рамках федерального проекта «Общесистемные меры развития дорожного хозяйства» БКАД предусмотрена реализация еще целого ряда мероприятий в области ИТС.

Так, в 2020 году планируется увеличение количества участков автомобильных дорог, оснащенных элементами ИТС, ориентированных на применение энергосберегающих технологий освещения автомобильных дорог, до 40 единиц, 16 из которых планируются на дорогах федерального значения; уже выполнено оснащение 10 участков автомобильных дорог федерального значения элементами ИТС, ориентированных на автоматизацию процессов управления дорожным движением, а также на 11 участках автомобильных дорог и искусственных сооружений регионального значения были размещены элементы ИТС, ориентированные на автоматизацию процессов управления дорожным движением.

В тоже время анализ этих проектов показывает значительную неравномерность цифрового развития дорожно-транспортной отрасли в пространственном разрезе на территории страны, что связано со стартовыми техническими, организационными и экономическими условиями и особенностями регионов.

Основные проблемы цифровой трансформации дорожно-транспортной отрасли в Российской Федерации, которые возникли в следствии её естественного развития, проявились в процессе реализации мероприятий национального проекта БКАД и состоят во фрагментарности и разобщенности информационных и телематических систем, информационно-телекоммуникационных ресурсов, включая элементы ИТС и интеллектуальной дорожной инфраструктуры как на уровне субъекта Российской Федерации, так и на региональном уровне государственного пространства в целом, что неизбежно влечёт за собой существенные проблемы при организации протяжённых маршрутов перевозки грузов или пассажиров; неоднородности технико-технологического обеспечения, которая выражается, в том числе в различном уровне технической оснащенности дорожно-транспортной инфраструктуры, включая наличие и качество телекоммуникационного и навигационного обеспечения; высоком уровене уязвимости информационно-телекоммуникационной инфраструктуры по причине использования в её составе зарубежных систем спутниковой связи, импортного аппаратного и программного обеспечения; недостаточном уровене стандартизации и унификации используемых технологических решений, интерфейсов и протоколов информационного взаимодействия, низкой интероперабельности на системном уровне; недостаточном уровне доступности данных из государственных информационных систем и их структурной нестыковке по причине недостаточной межведомственной интеграции.

Это перечень задач, решение которых требует значительного количества ресурсов и времени. При этом из всех перечисленных наиболее актуальной является задача заложения требований по интероперабельности, безопасности и адаптивности к изменениям всех элементов, подсистем и применяемых технологических решений на территории субъекта Российской Федерации, в том числе при создании ИТС и при организации информационного взаимодействия уровней V2V (Vehicle-to-Vehicle) и V2I (Vehicle-to-Infrastructure). Дополнительно с точки зрения развития технологической базы ИТС можно выделить следующие перспективные тренды: высокоскоростные беспроводные системы связи стандарта 5G, динамическая цифровая модель дороги и система высокоточного позиционирования, цифровые сервисы ИТС для участников дорожного движения, формирование пула национальных стандартов в сфере ИТС, импортозамещение оборудования и технологических решений, применяемых в ИТС.

фото-2.jpg

Принимая во внимание возможность свободного передвижения транспортных средств между субъектами Российской Федерации, данные принципы должны быть применимы на территории всей Российской Федерации, что подразумевает под собой создание национальной сети интеллектуальных транспортных систем.

Национальная сеть интеллектуальных транспортных систем должна представлять собой территориально распределенный комплекс технологически и информационно сопряженных интеллектуальных транспортных систем, функционирующих на автомобильных дорогах общего пользования Российской Федерации и обеспеченных единым логистическим функционалом и мониторингом, независимо от форм собственности на элементы интеллектуальных транспортных систем, а также автомобильные дороги общего пользования, на которых они установлены, и организационно-правовые формы операторов ИТС.

Организационно-функциональная модель национальной сети интеллектуальных транспортных систем на автомобильных дорогах общего пользования имеет двухуровневую структуру.

Первый уровень — это цифровая интеграционная платформа национальной сети ИТС федерального уровня, являющаяся составной частью и прикладной цифровой платформой Единой цифровой платформы транспортного комплекса Российской Федерации («онлайн-площадки» приложений на всех видах транспорта).

Второй уровень состоит из таких двух функциональных сегментов, как ИТС на федеральных автомобильных дорогах общего пользования, находящихся в оперативном управлении Росавтодора и доверительном управлении государственной компании «Российские автомобильные дороги», и ИТС субъектов Российской Федерации, включающих элементы ИТС на муниципальных и частных автомобильных дорогах общего пользования.

В рамках создания национальной сети ИТС будет осуществлен ряд таких мероприятий, как формирование нормативно-правовой и нормативно-технической среды, обеспечивающей процессы создания, внедрения и обеспечения функционирования национальной сети ИТС на автомобильных дорогах общего пользования; разработка отечественных инновационных технологий, внедряемых в составе ИТС и интеллектуальной дорожной инфраструктуры, как минимум не уступающих по своим характеристикам иностранным аналогам; создание испытательного полигона, включая комплекс лабораторий для апробации новых технологий и проведения исследований, необходимых при подготовке проектов национальных стандартов; стандартизация, унификация и сертификация специализированного оборудования и технологических решений, используемых при создании ИТС и интеллектуальной дорожно-транспортной инфраструктуры, в целях обеспечения их интероперабельности и безопасности; разработка требований в сфере информационной безопасности, учитывающих особенности функционирования ИТС, а также методик обеспечения соответствия этим требованиям для существующих и вновь создаваемых ИТС; создание пула специалистов, обладающих необходимыми знаниями и навыками, достаточными для эффективной эксплуатации ИТС.

Полную версию статьи читайте в новом 14-м выпуске журнала (ноябрь 2020)

Возврат к списку