баннер Телеграм каналбаннер Телеграм канал

Импортозамещение: стоит только начать

Рейтинг 5
17916
Сергей Половников
Руководитель Центра компетенций по импортозамещению программного обеспечения транспортной отрасли ФГУП «ЗащитаИнфоТранс»

В условиях усиливающегося санкционного давления перед российскими предприятиями и организациями ребром встал вопрос о переходе с иностранных ИТ-решений на российские. Невозможность обновлять лицензии на программное обеспечение (ПО), невозможность приобретать техподдержку оборудования иностранного производства заставляют нас искать пути выхода из создавшейся ситуации.

О том, как выстроить процесс таким образом, чтобы решить задачу импортозамещения максимально безболезненно и эффективно, рассказал руководитель Центра компетенций по импортозамещению программного обеспечения транспортной отрасли ФГУП «ЗащитаИнфоТранс» Сергей Половников.

Процесс перехода с иностранных ИТ-решений на российские достаточно активно начался в 2018-2019 годах. Дополнительный импульс процесс импортозамещения получил весной 2022 года, после выхода Указа Президента Российской Федерации от 30 марта 2022 года № 166 «О мерах по обеспечению технологической независимости и безопасности критической информационной инфраструктуры Российской Федерации», а также после выхода Постановления Правительства Российской Федерации от 22 августа 2022 года № 1478.

И сразу в повестке дня появилась главная задача — правильно организовать процесс импортозамещения. Как это осуществить? Можно ли делать поэтапно, небольшими шагами? Или лучше все поменять разом?

Когда мы только начинали реализацию проектов по переходу на российское ПО, то первое, с чем сталкивались это недоверие к данному программному обеспечению и непонимание первых шагов, которые необходимо сделать. Никогда точно не знаешь, будет ли это работать «из коробки», неизвестно, с решением каких проблем придется столкнуться, как это будет функционировать в реальной жизни.

И все эти вопросы относятся однозначно к ИТ-службе заказчика, а в соседнем помещении находятся реальные пользователи, которые не готовы ждать, когда им починят их рабочее место. А ведь в любой компании именно на ИТ-пользователей завязаны бизнес-процессы, и страдать не должны ни бизнес, ни сотрудники. Поэтому я постараюсь дать некоторые рекомендации: как выстроить процесс таким образом, чтобы решить задачу импортозамещения максимально безболезненно и эффективно.

ИТ-системы, пользователи или процессы

Необходимо сразу настроиться на тот факт, что переход на импортонезависимые решения — это фактически новое построение ИТ-инфраструктуры. Почему? Потому что переход на российское ПО не означает исключительно технический и организационный момент — поменяли программное обеспечение с одного на другое и все. Нет, на самом деле предстоит осуществить полноценную интеграцию нового ПО в ИТ-инфраструктуру организации. Самое важное — начинать необходимо с определения перечня процессов, перечня ИТ-систем и пользователей этих ИТ-систем.

Это первый шаг. На основе данной информации требуется определить, какие ИТ-системы являются составляющими конкретных процессов предприятия или организации. А затем проанализировать, какие ИТ-системы должны быть переведены на российское ПО, чтобы в полном объеме организовать конкретную работу конкретного подразделения — и организовать так, чтобы качество бизнес-процесса не ухудшилось при заявленном переходе (таблица № 1).

Рассмотрим реальный простой пример — обычного пользователя, который работает с офисными программами, планирует встречи, общается с филиалами и, предположим, даже не выполняет каких-то уникальных функций, таких как работа в специализированных информационных системах.

Итак, этому пользователю предстоит осуществить переход с иностранного ПО (Microsoft Windows + MS Office) на российское, например, на AstraLinux + Мой Офис.

Все было бы замечательно и просто, если бы мы были уверены в том, что после переустановки ПО, все наши возможные проблемы закончатся, по сути, не начавшись. Но не тут-то было.

Как правило, пользователь работает в уже сложившейся ИТ-инфраструктуре организации, где есть служба каталогов ActiveDirectory, отвечающая за определение политики доступа пользователя к ресурсам и назначение ему соответствующих прав, а также возможность наследовать права доступа, чтобы каждый раз не вводить логин/пароль для доступа к соответствующим ресурсам. Также в ИТ-инфраструктуре организации есть развернутый почтовый сервер, к примеру Exchange, есть сетевые ресурсы и сетевые печатные устройства. И вот тут начинается самое интересное.

Для того чтобы рядовой пользователь, который утром пришел на свое рабочее место и увидел импортонезависимый компьютер, мог эффективно и максимально комфортно работать и выполнять свои задачи, ИТ-служба должна быть уверена, что:
— операционная система будет корректно работать с печатными устройствами в сети;
— почтовый клиент будет корректно общаться с почтовым сервером организации, будет работать поиск писем, объединение их в беседу или наоборот;
— календарь пользователя сможет корректно читать список доступных корпоративных помещений и бронировать переговорные комнаты при организации встреч;
— макросы в табличном редакторе (Excel) смогут корректно работать в табличном редакторе пакета Мой Офис.

Как видите, вопросов очень много. А ведь мы пока еще не приступали к решению вопросов интеграции и передачи информации или файлов от одного пользователя (который уже импортонезависим) к другому (который пока еще работает на иностранном ПО).

Поэтому требуется обязательно проводить предварительное тестирование работы ПО в рамках импортозамещения по максимально большому перечню задач, перед тем как развертывать рабочие места в ИТ-инфраструктуре организации или предприятия. И уже с учетом отмеченных особенностей работы российского ПО в реальной инфраструктуре планировать шаги по импортозамещению рабочих мест пользователей, выбирая для первого шага сотрудников либо с самым простыми функциональными задачами, либо максимально изолированных от сквозных процессов организации.

Ожидаемые результаты, сроки

Как правило, процесс миграции пользователей с иностранного ПО на ПО российского производства занимает от двух до 10 месяцев и зависит от вида ПО и количества единиц серверов, пользователей, относительно которых предстоит выполнить данные работы.

В таблице № 2 представлены ориентировочные сроки перехода с иностранного на российское ПО для организации с количеством пользователей около 800-1000 сотрудников, имеющей в инфраструктуре порядка 12-15 серверов. При больших размерах организации данные сроки необходимо увеличивать в среднем на 10-15%, на каждую 1000 пользователей и 10-12 дополнительных серверов организации.

Стоит отметить, что сроки, указанные в таблице, выглядят достаточно серьезно. И это действительно так. Процесс полноценного перехода на импортонезависимое ПО, как правило, не завершается переходом только на такое ПО, он дополнительно потянет за собой переход на оборудование, находящееся в реестре Минпромторга. А это уже фактически означает построение ИТ-инфраструктуры организации «с чистого листа».

Согласно Указу Президента Российской Федерации № 166 «О мерах по обеспечению технологической независимости и безопасности критической информационной инфраструктуры Российской Федерации» ИТ-инфраструктура критически важных объектов должна быть построена на отечественных программных и аппаратных решениях. На выполнение основных шагов в области импортозамещения дается срок до декабря 2024 года. То есть пройти путь по построению ИТ-инфраструктуры критически важных объектов необходимо за период примерно чуть больше двух лет.

И не забываем: для того, чтобы приступить к обычным вопросам выполнения конкретных работ по переходу на российское ПО, необходимо еще решить вопросы обучения и подготовки специалистов.

Ведь раньше инженеров отправляли на обучение MS Server и MS SQL или на курсы VMWare, а теперь необходимо пройти аналогичный путь, но по другим продуктам: AstraLinux, РедОС, РОСА, PostgresPro, МойОфис, Р7 Офис, Горизонт-ВС и пр. Поэтому стоит только начать процесс импортозамещения, и его уже практически не остановить.

Но я, конечно же, нисколько не хочу драматизировать ситуацию, более того, при должном понимании требуемого результата и процесса исполнения работ, выполнение задачи по организации процесса импортозамещения уже не выглядит таким сложным.

Хочу отметить, что соответствующим приказом Минтранса России на базе ФГУП «ЗащитаИнфоТранс» организован Отраслевой Центр импортозамещения ПО в транспортной отрасли.

И задачей нашего Центра как раз и является создание условия для эффективного перехода на российское ПО среди организаций транспортной отрасли и мониторинг хода данного процесса.

Для того, чтобы можно было эффективно решать задачи, которые я уже озвучил выше, мы ведем работу с разработчиками российского ПО, проводим тестирование российских решений в реальной ИТ-инфраструктуре, проводим методическую работу. Это дает нам возможность как «службе одного окна» откатать вопросы импортозамещения с разработчиками и потом этот опыт переиспользовать для организаций транспортной отрасли.

Повторюсь: импортозамещение — это не самая простая задача, и очень часто состав и объем последующих работ корректируется по результатам предыдущих шагов, поскольку выявляются дополнительные вопросы, которые требуют решения. Для того чтобы организовать процесс импортозамещения максимально эффективно и достичь требуемого результата в разумные сроки, пожалуйста, не откладывайте на потом решение процедурных и методических вопросов. И я уверен, что у вас все прекрасно получится!

Фото: Интеллектуальные транспортные системы России (ИТС России); Shutterstock

Возврат к списку

Чтобы оставить комментарий - авторизуйтесь через