баннер Телеграм каналбаннер Телеграм канал

Миссия Softline в нацпроекте «Безопасные качественные дороги»

Рейтинг 5
3879
Валентин Мартыньш
директор департамента комплексных проектов компании Softline
3880
Николай Иваненко
директор по развитию бизнеса Softline
3881
Игорь Ежков
руководитель направления интеллектуальных транспортных систем Softline

Широкое поле для работы

— Какова роль IT-компаний в реализации проекта БКД?

Валентин Мартыньш: Сохранение дорожного полотна российских дорог — важная государственная задача, направленная на повышение безопасности и качества жизни каждого гражданина. Проект БКД служит достижению национальной цели «Комфортная и безопасная среда для жизни», темпы его реализации высоки: уже к 2024 году в крупнейших городских агломерациях доля дорожной сети, соответствующей требованиям БКД, должна быть не менее 85%. Число субъектов России, на территории которых реализуется проект, достигло 84.

В век высоких технологий строительство качественных современных дорог невозможно без применения IT.

20200130084712_IMG_3907.jpg

Компания Softline как лидирующий глобальный поставщик IT-решений и сервисов фокусируется на моментах, связанных именно с информационными технологиями — такими как ВГК (весогабаритный контроль), ФВФ (фотовидеофиксация) и ИТС (интеллектуальные транспортные системы). В ходе исполнения проекта БКД каждый регион должен увеличить процент качественных дорог, при этом у каждого региона своя метрика, определенная Минтрансом, и мы видим широкое поле для работы Softline в рамках решения задач, поставленных на высшем государственном уровне.

В то же время мы чувствуем большую социальную ответственность за результат нашей работы перед каждым гражданином страны. Мы — в числе тех, от кого напрямую зависит не только красота и функциональность транспортной инфраструктуры, но и безопасность всех участников дорожного движения.

— Можно ли назвать лидирующие и отстающие регионы?

В. М.: Здесь следует отметить, что та картина, которую мы наблюдаем сейчас, во многом сформирована прошлогодними ограничениями и в ближайшее время может кардинально измениться. Программа БКД была запущена в 2019-ом, в первый год к ее реализации приступили не более 10% субъектов — многие отложили ее старт на 2020 год и не успели отыграть конкурсы из-за пандемии. В наступившем году мы уже наблюдаем активный отложенный спрос по ВГК. В течение 2021 года все регионы, у которых в паспорте прописаны решения БКД по ВГК, должны включиться в процесс их установки, и мы готовы помочь в решении этой задачи. По части ИТС первые контракты и конкурсы начались в 2020 году, и в 2021–2022 годах мы прогнозируем рост их количества на десятки процентов.

Лидирующим регионом является Омская область, которая одной из первых по модели финансовой аренды начала устанавливать комплексы ВГК в 2019 году — мы гордимся, что это наш проект.

«5+3»

— Стратегия Softline в рамках работы по реализации национального проекта БКД. Каковы ключевые направления, на которых Softline фокусируется, регионы, в которых активно работает? Какие решения и компетенции может предложить заказчикам?

В. М.: Наша стратегия работы в рамках национального проекта БКД следующая: мы хотим говорить просто о сложном. На стороне заказчика, как правило, нет полноценной команды для реализации подобных проектов своими силами. В нашем департаменте полностью собрана команда экспертов, у которых есть вся необходимая экспертиза. Мы готовы оперативно взять задачу и качественно ее решить.

Мы проанализировали основные аспекты, благодаря которым можно достаточно быстро продвинуться в решении транспортных задач, и сформировали стратегию, которую мы назвали «5+3». В нее входит 5 основных компетенций: ВГК, ФВФ, АСУДД (автоматизированная система управления дорожным движением), система оплаты проезда, система управления общественным и дорожным транспортом. И три базовые инфраструктурные технологии, позволяющие эффективно решать задачи программы БКД: дата-центр (ни одна софтверная система не может работать без серверов и СХД), сети передачи данных, информационная безопасность.

Отмечу, что компания Softline является партнером более чем 3000 поставщиков программного и аппаратного обеспечения, имеет высочайшие партнерские статусы всех ключевых вендоров, мы находимся на стороне клиента и предлагаем продукты, лучшим образом решающие его задачи, включая соблюдение политики импортозамещения. Компания представлена в 95 городах 55 стран мира. Это помогает нам дойти до каждого заказчика, рассказать о своей экспертизе, показать успешные кейсы.

С 2019 года Softline реализует проект в Омской области, этот регион для нас приоритетный и якорный. Сейчас мы находимся на этапе сервисной поддержки и на системной основе работаем над совершенствованием методов поддержания SLA, который предусмотрен контрактом. Для части регионов наш опыт в Омской области послужил примером, мы рады делиться с ними накопленной экспертизой и помогать им достигать поставленных задач. Мы открыты для всех и ждем, что и остальные заказчики присоединятся к данной работе. Так, например, наши соседи по Таможенному союзу, Республика Казахстан, активно заинтересовались нашим опытом, и сейчас мы в режиме консультаций помогаем им найти ответы на многочисленные вопросы.

По сервисной модели

— Чем отличается подход Softline к реализации проектов в рамках БКД от всех остальных?

В. М.: Наше ключевое отличие в том, что мы отказались от идеи просто продавать системы и предлагаем заказчику реализацию задачи с обязательным сервисным обслуживанием в течение 1–5 лет. Любые системы, о которых мы говорим в рамках БКД, сложные: они требуют постоянного вовлечения квалифицированных специалистов, контроля, модернизации и улучшения. При ненадлежащей поддержке эффективность такой системы может упасть в 5–10 раз в течение первого же года. Все существующие «мертвые посты» — плоды неуспешных проектов по ВГК — как раз те, где заказчик покупал комплексы и эксплуатировал их самостоятельно. Настаивая на сервисной модели, мы заботимся об эффективности созданных нами решений.

— Каковы планы Softline по развитию направления БКД?

В. М.: Программа БКД рассчитана до 2024 года. За этот срок мы хотим охватить как можно большее количество регионов максимальным количеством сервисов, включенных в нашу стратегию «5+3». Возможно, мы будем расширять пул направлений, но сейчас считаем, что важнее сфокусироваться на уже выбранных и оказывать по ним максимально качественный и эффективный сервис.

Обязательные ИТС

— Что такое ИТС, и почему они вошли в состав проекта БКД?

Игорь Ежков: Интеллектуальная транспортная система города или региона — это цифровая платформа, призванная объединить разрозненные части городских информационных систем, которые имеют прямое отношение к дорожному транспорту. ИТС включают в себя системы метеомониторинга, управления дорожным движением, региональные навигационные информационные системы, системы управления общественным транспортом, парковками, ВФВ, ВГК и многие другие системы, по существу, являющиеся цифровыми сервисами.

Задача ИТС — стандартизировать эти сервисы, обеспечить хранение и передачу информации на единую платформу управления транспортными системами региона, сформировать массивы данных для предсказательной аналитики и обеспечить помощь в принятии решений по управлению транспортной системой региона, а также в оценке эффективности и качества работы информационных транспортных систем.

ИТС одного региона должна уметь общаться с ИТС соседнего региона и федеральной системой, которая сейчас находится в разработке.

2101_n1843900_big.jpg

Есть ряд показателей, которых нужно достигнуть в рамках БКД — в первую очередь, они касаются обеспечения безопасности дорожного движения, и только комплексное и синхронизированное использование всех этих систем обеспечит необходимый результат. Как следствие, начиная с 2020 года процесс создания ИТС стартовал практически во всех регионах РФ.

— АСУДД как часть ИТС — модный тренд или рабочая технология? Как много городов уже внедрили такие системы у себя? Насколько они эффективны?

И. Е.: АСУДД появились достаточно давно. Это абсолютно рабочая отлаженная технология, которая сейчас используется во всех городах РФ. Чем больше город, тем больше предъявляется требований к АСУДД и тем больше функционала эта система несет. По факту, это достаточно мощный программно-аппаратный комплекс, включающий в себя большое количество компонентов, начиная от всем известных и понятных светофоров и заканчивая интеллектуальными системами определения ДТП на основе нейронных сетей.

Основная задача АСУДД — эффективно бороться с заторами, которые очень сильно влияют как на качество жизни горожан, так и на экономику в целом.

Правильный выбор системы АСУДД помогает городам если не решить проблему полностью, то достаточно эффективно бороться с дорожными заторами.

Избавляясь от пробок

— Как должна работать современная система АСУДД, чтобы город не стоял в пробках? В связке с какими инструментами она должна внедряться?

И. Е.: Есть два направления развития систем АСУДД. Первое — единый центр обработки данных и управления дорожным движением, который концентрирует в себе всю интеллектуальную составляющую управления дорожным движением в городе. Оператор, исходя из наблюдений за текущей ситуацией, меняет те или иные характеристики дорожных контроллеров, чтобы в режиме реального времени принимать решения и реагировать на внешние запросы, такие как пропуск спецтранспорта, а система помогает ему, представляя данные о характеристиках транспортных потоков или обеспечивая видеонаблюдение за тем или иным участком дороги. И второе направление — это кардинальное изменение функций самого дорожного контроллера, который находится на перекрестке, когда контроллер становится «умным» и представляет собой некий микро-ЦОД, принимающий решения на уровне перекрестка без участия оператора.

Естественно, без интеграции, например, с системами управления пассажирским городским транспортом, метеомониторинга или видеонаблюдения это делать достаточно сложно. Также в рамках ИТС развивается так называемое косвенное управление транспортными потоками, что дает возможность информировать водителя о заторах и проблемных ситуациях задолго до того, как водитель окажется в заторе. Так что АСУДД не является отдельно стоящей системой.

— Технологии бесконтактной оплаты проезда — как они упрощают жизнь пассажирам и городским властям?

И. Е.: Преимущество системы оплаты проезда, которую мы предлагаем сейчас для транспортного рынка, это простота и удобство использования для пассажира. Не нужно покупать транспортную карту или билет, пассажир самостоятельно открывает виртуальный счет с помощью мобильного приложения или веб-портала, привязывает к счету определенный платежный инструмент — банковскую карту, смартфон, часы, карту от отеля — и расплачивается удобным способом.

С точки зрения администрации города такое решение позволяет очень быстро развернуть систему без существенных капитальных затрат на организацию инфраструктуры продажи билетов, помогает гибко управлять тарифами на проезд, практически перевести все расчеты за проезд на транспорте на безналичную основу и сэкономить на операционных расходах. Также это полностью бесконтактное решение, что в период пандемии является очень актуальным.

— Что такое система управления общественным транспортом? На базе каких технологий она строится? Как это работает и что дает городу?

И. Е.: Контроль за движением общественного транспорта необходим, чтобы администрация города/региона и поставщик транспортных услуг были удовлетворены сотрудничеством. Заказчик в реальном режиме может оценить качество выполнения транспортной работы перевозчиком, видит, какие маршруты вышли на линию, число бортов, интервал движения. Транспортные компании начинают относиться к своим задачам более серьезно, стараются выдерживать расписание. Населению удобно, что транспорт приезжает по расписанию, что он не перегружен. Плюс система позволяет управлять дорожным спецтранспортом, оптимизировать его маршруты.

В состав ГК Softline входит компания АО «Группа T-1», которая специализируется на создании и развитии сервисов на основе навигационных технологий.

Мы имеем в своем портфеле решений собственную платформу для обеспечения контроля за исполнением транспортной работы.

Решение успешно применяется в Московской области — самом большом и сложном по количеству маршрутов регионе страны. С уверенностью можем сказать: функционала нашей системы хватит любому региону.

Интеллект для безопасности

— Насколько востребованы системы ВГК и ФВФ в российских регионах? Какие проблемы они помогают решить?

Николай Иваненко: ВГК и ФВФ весьма востребованы, и это связано с рядом факторов. Во-первых, согласно проекту БКД, у каждого региона есть KPI по этим системам. На протяжении 5 лет количество пунктов ФВФ, например, должно увеличиться на 211%. За это же время порядка 360 комплексов ВГК должно появиться на региональных дорогах и 387 — на федеральных. Вторая причина — установка комплексов на региональных трассах должна идти параллельно с федеральными проектами или с опережением. Внедрение только на федеральных трассах приводит к тому, что недобросовестные перевозчики начинают объезжать пункты ВГК, используя региональные пути, чем портят дорожное полотно в регионах. И третья — мероприятия по установке ВГК и ФВФ выполняют важную социальную и финансовую миссию: они направлены на безопасность дорожного движения и на неотвратимость наказания, сохраняют дорожное полотно и приносят косвенный экономический эффект: регион меньше тратит на восстановление дорог и может направить больше средств на развитие региональной транспортной сети.

— Как работают комплексы ВГК и ФВФ?

Н. И.: Система весогабаритного контроля работает следующим образом. Перпендикулярно направлению движения транспортного средства (ТС) на определенном расстоянии друг от друга в дорожное полотно монтируются весоизмерительные датчики, которые без снижения скорости движения взвешивают автомобиль, определяя его общую массу, нагрузку на каждую ось, расстояние между осями и количество осей. Перед весоизмерительными датчиками в дорожное полотно монтируются индукционные контуры, которые позволяют обнаружить ТС в зоне контроля и измерить его длину. Под углом к направлению движения ТС в дорожное полотно также монтируются датчики позиционирования ТС, которые позволяют определить положение ТС на полосе движения и получить информацию о количестве колес(скатов) на оси ТС. Над автомобильной дорогой на П-образном портале или Г-образной опоре жестко крепятся датчики измерения габаритных размеров транспортного средства.

Камеры фотовидеофиксации фиксируют все транспортные средства, прошедшие через зону контроля пункта ВГК, распознавая автомобильные номера и определяя скорость движения каждого автомобиля. Обзорные (осевые) камеры видеонаблюдения позволяют получить полноценное боковое изображение ТС и сформировать короткую видеозапись факта проезда ТС через зону контроля пункта ВГК. Далее контроллер обработки и управления осуществляет сбор и обработку информации со всех измерительных датчиков и формирует итоговый материал о факте нарушения в требуемом формате. А телекоммуникационное оборудование передает собранные данные по защищенным каналам передачи.

Таким образом, когда грузовой автомобиль подъезжает к пункту ВГК, индуктивные сенсоры «замечают» его и приводят в действие все технические измерительные средства пункта ВГК. Машина, продолжая движение, проезжает через зону контроля без остановки. В случае наличия факта нарушения, оборудование пункта ВГК формирует набор из фронтальной фотографии ТС (включая фотографию номеров крупным планом), боковой фотографии, видеозаписи, а также информации об измеренных весогабаритных параметрах и скорости ТС, и отправляет в ЦОД для дальнейшей обработки и выписки постановления об административном правонарушении.

Следует заметить, что в системе есть опция возможности проезда с нарушением заданных допустимых параметров. Если на ТС оформлен специальный пропуск, то административное постановление о нарушении на него приходить не будет.

ФВФ фиксирует нарушения скоростного режима, стоп-линий, осуществляет контроль перекрестков, железнодорожных переездов, пешеходных переходов. Уже внедряется интеллектуальная составляющая для контроля за пристегнутым ремнем.

20200130084746_IMG_3909.jpg

Проекты и перспективы

— Каковы ключевые проекты Softline в сегменте весогабаритного контроля и фотовидеофиксации в 2020 году?

Н. И.: Здесь можно выделить два проекта. Наш передовой проект — установка 9 постов ВГК в Омской области, которая ведется по схеме финансовой аренды на 5 лет. Мы создаем систему за свой счет, поддерживаем ее в исправном состоянии, у нас есть SLA, заказчик платит ежемесячно за работающую систему.

По направлению фотовидеофиксации наша компания завершила в декабре 2020 года проект с РЖД. В рамках него мы выполнили оснащение комплексами ФВФ 97 переездов от Калининграда до Владивостока (включая проектирование каждого объекта, получение всех необходимых согласований, ПНР и СМР). Данный проект должен существенно повысить транспортную безопасность на опасных переездах за счет снижения количества нарушителей, которые проезжали на запрещающий сигнал светофора.

— Какие решения Softline использует в своих проектах, что наиболее востребовано?

Н. И.: Softline активно изучает рынок и использует только лучшие решения в соотношении цена-качество. Все компоненты наших систем известны и востребованы заказчиками. В минимизации затрат на приобретение мы не заинтересованы и предлагаем только то, что окажется дешевле по совокупной стоимости владения.

— Каковы тренды рынка в 2020 году и прогноз на 2021 год?

Н. И.: Объемы ВГК будут увеличиваться. Регионы, с одной стороны, должны выполнять требования программы БКД, с другой — они видят ценность таких проектов и их результат. Анализ данных за прошлые годы показывает, что темпы развития ФВФ в России практически не меняются, динамика роста количества новых комплексов соизмерима с предыдущим годом.

Следующим важным этапом развития БКД будет распространение интеллектуальных транспортных систем (ИТС), которые при определенной синергии дают еще больший как социальный, так и экономический эффект.

Возврат к списку

Чтобы оставить комментарий - авторизуйтесь через