баннер Телеграм каналбаннер Телеграм канал

Безграничные возможности цифровых решений

Рейтинг 3.2
26085
Илья Перевалов
генеральный директор ФГУП «ЗащитаИнфоТранс»

Сегодня цифровые сервисы помогают преодолевать границы между государствами, искусственный интеллект позволяет переступить через ограничения интеллекта человеческого, российские разработки замещают импортные, тем самым разрушая навязанные нам рамки.

Генеральный директор подведомственного Минтрансу России ФГУП «ЗащитаИнфоТранс» Илья Перевалов рассказал нам о том, как цифровые решения раздвигают границы возможного для транспортного комплекса страны.

— Илья Владимирович, под занавес уходящего года вам выпало выступить в качестве гостя нашего декабрьского номера, а значит, подвести некие итоги и наметить планы на будущее. Давайте начнем с почти новогодней истории: говорят, на открытии выставки «Россия» возникла забавная ситуация на стенде вашего предприятия?

И.П.: Да, было такое. Когда Андрей Рэмович Белоусов и Виталий Геннадьевич Савельев делали первый обход экспозиции «Россия в движении», они остановились напротив нашего интерактивного стенда. В этот момент необычный гид — колонок, точнее, его трехмерная движущаяся голограмма, довольно громко рассказывал о пользе, которую приносит государственная информационная система электронных перевозочных документов (ГИС ЭПД) для экологии. Андрей Рэмович в шутку спросил: «Чей это сотрудник»? Пришлось признаваться, что наш — ФГУП «ЗащитаИнфоТранс».

— На фоне мостов и тоннелей, виртуальных кабин машинистов поездов и так далее довольно рискованно было с вашей стороны выставить колонка — если не ошибаемся, симпатичного зверька, обитающего в лесах Дальнего Востока и Предуралья.

И.П.: Объяснить суть нашей работы, всех сложных технологий, которые стоят за работой ГИС ЭПД, для человека, не связанного глубоко с ИТ, задача непростая. И мы хотели гостям выставки, особенно детям, в простой форме показать, что переход на электронные документы это не просто «теперь нет бумажного документа» и что появление электронного документа влияет на каждого из нас, в том числе и на сохранность природы вокруг.

Система, разработчиком которой выступило ФГУП «ЗащитаИнфоТранс», была введена в эксплуатацию Минтрансом России в сентябре 2022 года, и это стало началом перехода на электронный документооборот в грузовых автомобильных перевозках. Электронный документооборот упрощает и повышает прозрачность взаимодействия между государством и бизнесом, способствует снижению временных, трудовых и финансовых издержек в сфере грузоперевозок.

А еще ГИС ЭПД помогает сохранять окружающую среду. Например, сокращение времени на оформление перевозочных документов позволяет оптимизировать маршруты, сократить перемещения автомобильного транспорта, что ведет к снижению вредных выбросов в атмосферу. Ну и конечно, отказ от печати бумажных документов ведет к сокращению вырубки деревьев и сохранению лесов. Вот эту экологическую составляющую нашей ИТ-разработки мы и взяли за основу для нашего стенда.

А почему именно колонок? «Свободных» зверей почти не осталось — буквально все что-либо да олицетворяют или символизируют. А колонок пока оставался неохваченным — быстрый, ловкий и уникальный, как и наша разработка.

— Вторая часть вашего стенда на «России» — отражение еще одного уникального проекта, реализованного ФГУП «ЗащитаИнфоТранс». Расскажите о нем подробнее.

И.П.: На выставке «Россия» мы представляем еще один уникальный проект — информационную систему «Авиационная сервисная платформа» (АСП). АСП была разработана в крайне сжатые сроки при поддержке Минтранса России и совместно с ПАО «Аэрофлот» как опорным заказчиком под эгидой Индустриального Центра Компетенции по замещению зарубежных отраслевых цифровых продуктов и решений — ИЦК «Авиационный транспорт». Система обеспечивает замещение сервисов передачи авиационных сообщений, разработчики и операторы которых покинули рынок Российской Федерации.

К середине декабря 2023 к системе было подключено уже более 40 аэропортов и 12 крупнейших российских авиакомпаний, семь зарубежных, авиаперевозчиков и их количество быстро растет. Система обеспечивает обмен сообщениями между участниками гражданских авиаперевозок, исключая трансграничную передачу чувствительных данных при осуществлении внутренних рейсов.

Практически каждый раз, когда вы совершаете перелет как пассажир российских авиакомпаний, АСП обеспечивает оперативную коммуникацию между участниками перевозочного процесса, чтобы ваш полет прошел максимально комфортно и безопасно.

А еще наземная сеть АСП выбрана основой для создания отечественной системы связи «борт-земля-борт», которая в кооперации с сервисами партнера, устанавливающего радиооборудование на территории Российской Федерации, заменит аналогичную импортную систему и должна обеспечить доступный способ передачи данных при передвижениях воздушных судов над территорией нашей страны.

Использование разработанного нами программного обеспечения гарантирует стабильное и безопасное функционирование информационного обмена между предприятиями гражданской авиации, защищенные каналы связи в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, экономическую эффективность для потребителей сервисов и широкие функциональные возможности благодаря современной архитектуре системы. На Транспортной неделе 2023 этот проект был представлен председателю правительства Российской Федерации Михаилу Мишустину.

А на стенде выставки «Россия» представлена интерактивная игра «Построй свой цифровой аэропорт», которая позволяет гостям стенда раскрасить и «оживить» объекты в аэропорту: например, самолет из плоской раскраски превращается в объемную, трехмерную модель, выруливает на взлетную полосу, начинает разгон, а затем отрывается от земли и взлетает в небо. Или чемодан, раскрашенный вами, попадает на ленту транспортера, затем перемещается в багажное отделение, чтобы после сканирования и сортировки попасть на нужный рейс. Интерактивные подписи на экранах разъясняют гостям стенда, как АСП помогает выполнять эти процедуры бесшовно и своевременно, таким образом, гости выставки получают представление, как работает АСП, делая их воздушное путешествие безопасным и комфортным на всех этапах.

— Наверное, такой масштабный проект не может оставаться незамеченным в профессиональной среде?

И.П.: Да, действительно, рад сообщить, что вместе с Аэрофлотом мы стали лауреатами ежегодной Национальной премии «Ростелекома» «ПРО Бизнес как искусство» в номинации «ПРО людей» за проект создания «Авиационной сервисной платформы». А я хочу поблагодарить всех, кто работал над проектом, ведь только благодаря этой прекрасной команде получилось сделать то, что казалось едва ли возможным в столь короткий срок.

— Давайте продолжим тему импортозамещения. У вашего предприятия в этой области особая миссия?

И.П.: ФГУП «ЗащитаИнфоТранс» активно участвует в выполнении стоящей перед всеми отраслями российской экономики задачи — добиться технологического ИТ-суверенитета. Мы занимаемся этим вопросом в части информационных систем на объектах критической информационной инфраструктуры (КИИ). С марта 2022 года в соответствии с приказом Минтранса России на базе нашего предприятия действует отраслевой центр компетенций по импортозамещению программного обеспечения в транспортной отрасли (ОЦК).

Напомню, организации транспортной отрасли, в структуре которых есть значимые объекты КИИ, в соответствии с требованиями законодательства должны осуществить переход на российское программное обеспечение до 1 января 2025 года. Наш ОЦК осуществляет всестороннюю поддержку этого процесса: проводит методическую работу по вопросам импортозамещения и категорирования объектов КИИ, организует при поддержке Минтранса России семинары с регионами и региональными предприятиями.В центре организована горячая линия для поддержки специалистов, отвечающих на местах за вопросы импортозамещения. Горячей линией можно воспользоваться по телефону или через электронную почту. Данная работа, в том числе, позволяет за счет обмена опытом ускорять выполнение планов, в особенности среди небольших предприятий.

Помимо методической работы, центром установлены партнерские отношения с большим числом отечественных разработчиков отраслевого программного обеспечения и оборудования. Прямой диалог очень важен для обеспечения тестирования разработок, подбора отечественных аналогов для замещения иностранных ИТ-решений и с начала 2023 года отраслевой центр компетенций ФГУП «ЗащитаИнфоТранс» организует проведение технических вебинаров с участием организаций транспортной отрасли и производителей отечественного программного обеспечения и оборудования.

— Предприятия отрасли решая, важные задачи импортозамещения, зачастую сталкиваются с неизбежностью дополнительных расходов. А можно ли предприятиям рассчитывать на какие-то бенефиты, участвуя в этом процессе?

И.П.: При реализации многих проектов импортозамещения решающим фактором сейчас является время. Многие иностранные поставщики прекратили оказание услуг по своим решениям и бизнесу нужно обеспечить операционные процессы на альтернативных решениях как можно скорее. Тем не менее рассматривая импортозамещение, а точнее импортонезависимость как комплексное мероприятие, важно придерживаться цели повышения эффективность бизнеса. Рост операционной эффективности предприятий как следствие перехода на отечественные решения можно смело назвать одной из важнейших задач импортонезависимости.

Решая такую задачу, ФГУП «ЗащитаИнфоТранс» в этом году представило систему «ОПТУРАН», предназначенную для оптимизации процесса планирования водителей и транспортных средств в области общественного пассажирского транспорта с применением передовых инструментов дискретной математики и искусственного интеллекта.

Казалось бы, задача с довольно простой формулировкой — назначить водителей и транспортные средства для всех маршрутов. Но при ее решении нужно учитывать огромное число разных параметров — регуляторные требования в части режима работы и отдыха, допуски и квалификации водителей и техники, учитывать графики выхода персонала, которых может быть больше 10 и более. При этом нужно распределять сотрудников и технику равномерным образом, чтобы у всех были похожие производственные показатели, т.к. они влияют и на безопасность движения, и на финансовые затраты для предприятия (переработки, сверхурочные часы с повышенной оплатой), и на социальную справедливость — начиная от заработной платы и заканчивая удобством для персонала. Косвенно качественное планирование может использовать меньшее количество ресурсов, что важно при дефиците кадров, и сокращать текучку, чтобы водители пассажирского транспорта не уходили в такси и большегрузы.

В итоге к общей сложности задачи добавляется еще вопрос — как спланировать так, чтобы горизонт планирования был больше суток? Ведь каждый работник захочет спланировать свои активности не только на сегодня-завтра, а при этом предложенный план должен быть жизнеспособен и устойчив к неизбежным модификациям. Финансово эффективные и устойчивые решения таких задач находятся уже за пределами человеческих возможностей, а потенциальный ежегодный эффект от сокращения затрат для предприятий может составить 10-15%. Этот эффект достигается за счет сокращения трудозатрат непосредственно на планирование, снижение объема переработок и работы в выходные дни, снижение простоев транспортных средств и снижения аварийности благодаря равномерному распределению нагрузки между водителями.

Это наглядный пример того, как процессе импортозамещения технологии позволят переступить через ограничения человеческих возможностей и дать дополнительный эффект бизнесу.

— ФГУП «ЗащитаИнфоТранс» уже более 25 лет является признанным экспертом в области информационных технологий, транспортной и информационной безопасности. Однако сегодня перед вами, как и перед всем государством, стоят вызовы совсем иного порядка. Что предлагаете?

И.П.: Вызовы, стоящие как перед нами, так и перед другими участниками отрасли, смещают фокус внимания в сторону практической безопасности — обеспечения устойчивого функционирования информационных систем. Транспорт, где взаимодействие с населением достаточно активное и где цифровизация процессов достаточно высока, подвержен разнообразным внешним атакам.

Для обеспечения устойчивого функционирования информационных систем необходимо уделять внимание трем направлениям. Во-первых, это классическая информационная безопасность — предприятия либо формируют собственные профессиональные службы, либо привлекают с рынка специализированную экспертизу. Во-вторых, это работа с персоналом, ведь ни для кого не секрет, что большинство возникающих нештатных ситуаций связано с человеческим фактором. И наконец, это отработка навыков в условиях, приближенных к реальным — формирование полигонов, проведение различного уровня учений. Давно известно, что персонал в критической ситуации не поднимается до уровня своих ожиданий, а опускается до уровня своей подготовки.

В портфеле услуг ФГУП «ЗащитаИнфоТранс» —методическое и консультационное сопровождение субъектов критической информационной инфраструктуры (КИИ) при выполнении требований Федерального закона № 187-ФЗ «О безопасности критической информационной инфраструктуры Российской Федерации»; аудит и оценка защищенности автоматизированных информационных систем; комплексные проекты по проектированию и созданию системы защиты информации, построение центров мониторинга информационной безопасности; предоставление услуг мониторинга, выявления и реагирования на инциденты информационной безопасности и многие другие услуги.

Специалисты предприятия не так давно выполнили проект по построению ведомственного центра мониторинга Государственной системы обнаружения, предупреждения и ликвидации последствий компьютерных атак (ГосСОПКА) для Минтранса России, обеспечили его взаимодействие с Национальным координационным центром по компьютерным инцидентам (НКЦКИ).

На площадке ФГУП «ЗащитаИнфоТранс» при участии Минтранса России формируется отраслевой центр компетенций по кибербезопасности транспортной отрасли. К его основными функциями отнесено участие в реализации единой политики по обеспечению информационной безопасности транспортной отрасли; совершенствование нормативно-правового и методического обеспечения деятельности предприятий транспортной отрасли по обеспечению информационной безопасности; обнаружение, предупреждение и ликвидация последствий компьютерных атак и реагирование на компьютерные инциденты; обеспечение в организациях транспортной отрасли повышения квалификации и профессиональной переподготовки кадров в области информационной безопасности. Создание центра дает возможность сосредоточиться на минимизации рисков информационной безопасности в рамках отрасли, что в конечном итоге приведет к повышению качества оказываемых услуг и стабильной операционной деятельности организаций транспортной сферы.

— О транспортной безопасности хотелось бы тоже поговорить, конечно, в рамках вашей компетенции — на каком этапе находится цифровизация процессов?

И.П.: Наше предприятие стояло у самых истоков цифровизации в области транспортной безопасности, формируя единое защищенное закрытое информационное пространство для всех участников. В соответствии с решением Президента Российской Федерации, предприятие обладает статусом единственного исполнителя работ и с 2013 года, когда была создана Единая государственная информационная система обеспечения транспортной безопасности (ЕГИС ОТБ), развивает ее как ядро и оперативный инструмент повседневной деятельности для сотрудников компетентных органов.

Мы не останавливаемся на достигнутом и продолжаем развитие системы в соответствии с последними технологическими тенденциями и задачами, которые ставит перед нами министерство транспорта и правительство Российской Федерации. Так, в 2023 году было внесено значительное количество изменений в федеральный закон от 09.02.2007 № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» в части ЕГИС ОТБ.

Федеральным законом от 03.04.2023 № 107-ФЗ были внесены изменения, регламентирующие передачу расширенной информации от авиаперевозчиков. Получение, обработка и анализ этих данных имеет важное значение для расследования и заблаговременного предотвращения преступлений и актов незаконного вмешательства уполномоченными органами. Сегодня предприятием реализована новая функциональность и мы готовимся к ее эксплуатации с поставщиками и потребителями данных.

Также с марта 2024 в силу вступают нормы законодательства о введении уведомительного порядка при осуществлении перевозок грузов повышенной опасности речным и железнодорожным транспортом.

В ЕГИС ОТБ готовится необходимый функционал для работы с уведомлениями как для субъектов транспортной инфраструктуры и перевозчиков, так и для работы Ространснадзора и его территориальных органов.

За последнее время было оцифровано большое число государственных услуг в сфере транспортной безопасности, большинство из которых теперь доступно для оформления через Единый портал государственных услуг. Работа, методично проводимая совместно с Федеральными Агентствами по видам транспорта, позволяет облегчить процедуры и сократить сроки получения услуг для всех типов заявителей.

— Мы никак не сможем обойти стороной тему искусственного интеллекта. На каком мы сейчас этапе внедрения ИИ на транспорте?

И.П.: Повторю то, что уже говорил ранее, в том числе в рамках международной конференции Сбера по искусственному интеллекту и машинному обучению AIJ 2023: решения, связанные с ИИ, перейдя в фазу зрелых продуктов, уже буквально окружают нас. Практически в любой области, где функцию может выполнять человек, ее также сможет выполнить интеллектуальная система, и «машина», будучи более эффективной или менее подверженной нарушениям, будет постепенно вытеснять человека в привычных нам сферах.

Мы часто ориентируемся на зарубежный опыт, но искусственный интеллект — это та область информатики, где российские решения вполне могут посоревноваться с зарубежными за первенство и эффективность. Очевидно, что количество и востребованность решений с участием искусственного интеллекта будет возрастать с каждым годом. Наглядным примером такой динамики может служить следующий факт: если в 2022 году в Минтрансе России велось 18 проектов по внедрению технологий искусственного интеллекта в транспортной отрасли, которые реализовывали индустриальные центры компетенций «Железнодорожный транспорт и логистика», «Авиационный транспорт», «Аэропорты» и «Морской и речной транспорт», то сейчас их число увеличилось почти в два раза.

На первом этапе внедрения ИИ компании фокусируются на решении задач, которые невозможно решить стандартными алгоритмическими способами и автоматизацией процесса — это задачи, связанные с поддержкой принятия решений, где параметры качества и скорости оценки решений ограничены способностями человека. Обычно внедрение ИИ может привести к увеличению операционной эффективности в этой области на 10-20%.

Например, ИИ может помочь оптимизировать маршруты доставки, улучшить управление складскими запасами, предсказать технические сбои в транспортных средствах, а также улучшить управление логистическими процессами, что позволит снизить издержки, сократить временные затраты и повысить общую эффективность операций.

— ФГУП «ЗащитаИнфоТранс» определено как отраслевой центр компетенции по развитию и внедрению технологий ИИ на транспорте. Какие задачи перед вами стоят?

И.П.: Мы, в первую очередь, видим координирующую роль центра, направленную на содействие проникновению, тиражированию решений непосредственно в компании отрасли. А также обеспечение методологической поддержки для участников и проведение мониторинга мероприятий по внедрению ИИ на транспорте в интересах как Минтранса России, так и других регуляторов. Напомню, предприятие уже имеет опыт организации такой работы в сфере импортозамещения и мониторинга объектов КИИ, о чем я говорил ранее.

— И последний вопрос: по магистралям с различными товарами едут колоннами большегрузы, преодолевая по дороге множество границ. Знаю, что предприятие теперь помогает им на этом непростом пути.

И.П.: Все верно, с 1 сентября на трех автомобильных пунктах пропуска страны — в Забайкальске на границе с Китаем, Бугристом на границе с Казахстаном и в Чернышевском на границе между Калининградской областью и Литвой — заработал бесплатный цифровой сервис резервирования даты и времени пересечения границы — электронная очередь. Проект по внедрению цифрового сервиса реализован Минтрансом России и ФГКУ «Росгранстрой», а оператором сервиса выступает ФГУП «ЗащитаИнфоТранс».

Сервис дает возможность перевозчикам запланировать удобное время для пересечения границы, а также сократить время простоя перед пунктами пропуска, где ожидание проезда проходит в неподготовленных условиях и возможны конфликтные ситуации в очереди на проезд. Сервис обеспечивает контроль при формировании очередности проезда грузового транспорта к пунктам пропуска, распределяя нагрузку на сотрудников контролирующих органов, работающих в пунктах пропуска, делая время прохождения границы прогнозируемым и снижая издержки для перевозчиков.

ФГУП «ЗащитаИнфоТранс» совместно с нашей дочерней компанией ООО «ЗИТ.ЦИ» осуществляет техническую поддержку аппаратной инфраструктуры системы, включая видеокамеры, которые считывают и распознают номера подъезжающих автомобилей, шлагбаумы, экраны, серверы, а также обеспечивает эксплуатацию и техническую поддержку интернет-порталов, которые обеспечивают выполнение процессов планирования времени прохождения автотранспорта через государственную границу.

Важной частью работы является модерация поступивших заявок и оказание консультативной помощи водителям при работе с записью как через интернет, так и через терминалы самообслуживания непосредственно на пункте пропуска. А горячая линия техподдержки предприятия в круглосуточном режиме обрабатывает обращения пользователей сервиса.

За короткое время была наработана уникальная экспертиза по организации полного цикла оказания услуг, которая поможет при масштабировании проекта. Процесс отлажен на должном уровне, а на конец года около 60 000 большегрузов пересекли границу с использованием нового цифрового сервиса.

Фото: пресс-служба ФГУП «ЗащитаИнфоТранс» / пресс-служба ПАО «Аэрофлот» / Алексей Переславцев / Центр компетенций ИТС

Возврат к списку

Чтобы оставить комментарий - авторизуйтесь через