баннер Телеграм каналбаннер Телеграм канал

Центр компетенций интеллектуальных транспортных систем – обучение, обмен опытом и поиск талантов

Рейтинг 0
25892
Дмитрий Ольховиков
исполнительный директор Ассоциации «Цифровая Эра Транспорта», руководитель Центра компетенций интеллектуальных транспортных систем

Сегодня внедрение интеллектуальных транспортных систем, цифровых технологий в дорожном строительстве, «умных» систем в части дорожно-транспортной инфраструктуры, цифровых сервисов для жителей городов выходит на совершенно другой уровень. Все больше оборудования разного рода и назначения устанавливается на дорогах и транспорте, создаются приложения и сервисы, а запуск высокоавтоматизированных транспортных средств уже реальность, а не будущее. К тому же все больше субъектов и городов участвуют в создании ИТС в рамках национального проекта «Безопасные качественные дороги».

Все это подразумевает ежедневную работу специалистов различного уровня и компетенций. Для повышения квалификации специалистов, прокачки молодого поколения, поиска талантов, обмена отраслевым опытом и поиском ответов и решений на актуальные задачи был создан Центр компетенций интеллектуальных транспортных систем.

О работе Центра компетенций ИТС, уникальной лаборатории, возможностях и программах обучения рассказал руководитель Центра, исполнительный директор Ассоциации «Цифровая Эра Транспорта» Дмитрий Ольховиков.

— Как родилась идея создания Центра компетенций ИТС?

Д.О.: Идея создания подобного центра обсуждалась участниками рынка ИТС с 2020 года, если не раньше. Еще тогда, в ходе проведения ежегодного форума «Интеллектуальные транспортные системы России» в Москве ключевыми вопросами и проблемами были названы именно острая нехватка специалистов, необходимость формирования компетенций на должном уровне в регионах, развитие кадрового потенциала. И на тот момент в рамках нацпроекта «Безопасные качественные дороги» было отобрано 22 региональных проекта. Сегодня это уже более 50 субъектов, где внедряются ИТС. Не говоря уже об отдельно взятых проектах, создании систем в городах, кто еще не попал в программу внедрения ИТС, пилотирования технологий V2X и проектов по запуску ВАТС и другое.

— Ключевым направление деятельности Центра является обучение специалистов. Чего уже удалось достичь?

Д.О.: Внедрение цифровых технологий, в том числе и интеллектуальных транспортных систем, это ежедневная работа не только по интеграции устройств и созданию «умной» системы, но и по их дальнейшему обслуживанию, содержанию, модернизации, обеспечению безопасности и работоспособности. Жителям городов важно не только замечать работы по установке систем, но и видеть действительный эффект от создания «умных» технологий. Для этого все системы должны бесперебойно, бесшовно и ежедневно функционировать. Поэтому сегодня важно проводить работу по повышению квалификации специалистов с учетом корректировки подходов, молниеносного развития технологий, необходимости совсем на другом уровне обеспечивать информационную безопасность.

Теперь о том, чего нам удалось добиться. С момента запуска центра нам удалось повысить квалификацию уже более 100 специалистов из 26 регионов страны. Это только начало, и мы уверены, что успешный опыт коллег подхватят другие регионы.

— Расскажите об особенностях Центра компетенций и программах обучения.

Д.О.: В первую очередь, хотелось бы рассказать о уникальной лаборатории, созданной на базе нашего Центра. Аналога в России, да и в других странах, нет. Под одной крышей мы собрали практически 90% всего периферийного оборудования в области интеллектуальных транспортных систем, систем обеспечения безопасности дорожного движения, отечественного программного обеспечения. В лаборатории представлены разного типа дорожные контроллеры, автоматические дорожные метеостанции, системы информирования пассажиров и пешеходов, управляемые знаки переменной информации, камеры фотовидеофиксации, тактические и стратегические детекторы транспорта, светофоры — от обычных до инновационных, представляющих из себя уже не просто традиционные устройства для регулирования движения, а комплексную систему регулирования и безопасности. Конечно же, в лаборатории представлено отечественное ПО, прикладное программное обеспечение, действующие программные комплексы.

Отдельно отмечу, что лаборатория — это не выставка, не рекламная площадка. Это именно практическая лаборатория с разнообразными натурными образцами, на примерах их действительной работы и проходит практическая часть нашего курса. Мы открыты для всех в части сотрудничества. Мы уже взаимодействуем с отечественными производителями оборудования на некоммерческой основе, размещая их устройства по возможности без маркировки, чтобы не демонстрировать наименования торговых марок. Учащиеся изучают особенности и возможности того или иного оборудования. Типы и разновидности оборудования по возможности расширяем, открыты к сотрудничеству со всеми разработчиками и производителями отечественных технологий.

Еще одной особенностью нашего Центра я бы назвал подход к процессу обучения. Мы отошли от академического подхода, сделав упор на техническую и практическую составляющую для решения специалистами в дальнейшем конкретных задач на дорожной сети. Наши лекторы — это действующие отраслевые эксперты, разработчики, IT-специалисты, внедренцы, инженеры и специалисты, кто устанавливает и развивает ИТС в субъектах страны. Возможность открытого диалога и взаимодействия с лекторами и экспертами после обучения очень ценны для наших учащихся. Доказательство тому — и обратная связь, позитивные отзывы, дальнейшая работа. Мы всегда готовы ответить на любые вопросы и оказать содействие в решении различного рода и задач, и проблем в части уже работы на местах.

Что касается программ обучения, то на текущий момент мы проводим несколько курсов. Первый и главный — базовый курс по интеллектуальным транспортным системам. Программа курса разработана совместно с ФГАОУ ДПО «Межрегиональный ЦППК» (Образовательный центр Росавтодора) и включает вопросы создания цифровой инфраструктуры автомобильных дорог, построения комплексной ИТС на базовых принципах АСУ, управления светофорными объектами, проектирования планов организации дорожного движения (электронный КСОДД), а также транспортного планирования и моделирования.

С сентября 2023 года мы запустили курс по критической информационной инфраструктуре, так как вопросы информационной безопасности сегодня актуальны как никогда.

Помимо этого, по запросу на площадке Центра мы проводим отдельные технические курсы и обучение по настройке того или иного оборудования, программного обеспечения. По итогам обучения специалистам выдается удостоверение государственного образца Центра профессиональной подготовки Федерального дорожного агентства.

— Ведется ли работа на базе Центра ИТС со студентами и школьниками?

Д.О.: Работа с будущими специалистами и молодым поколением является одним из приоритетных направлений. Одной из задач сегодня является вопрос повышения престижа профессии. Мы проводим лекции для студентов и школьников как на площадке Центра компетенций, так и на наших форумах и выставках, по возможности на сторонних конференциях. Лекции призванны повысить интерес у молодежи к такой интересной тематике как ИТС, раскрыть таланты детей, кому-то помочь с выбором профессии или направления деятельности в будущем.

Так, в начале июня в Центре мы провели базовые лекции по внедрению цифровых технологий на транспорте для выпускников физико-математической школы Москвы, чуть позже для другой группы айтишников и математиков организовали специальные лекции по математическому моделированию транспортных потоков. Для студентов и школьников профильных образовательных учреждений в мае этого года провели ознакомительные лекции в Москве, Тюмени, Санкт-Петербурге, Грозном, Сочи. Надеюсь, что список городов, где мы «прокачаем» молодежь цифровыми технологиями в дорожно-транспортной сфере будет только расти.

Одновременно с этим мы активно взаимодействуем с РУТ (МИИТ), МАДИ, МИРЭА, Орловским Государственным Университетом, Ассоциацией дорожного образования, ЗащитойИнфоТранс, СИЦ Минтранса России, Кластером ГЛОНАСС. Так, с Академией дорожного хозяйства РУТ (МИИТ) мы участвуем в формировании образовательных программ по ИТС и цифровому моделированию, а также вошли в состав Совета по развитию Академии. ОрГУ, ЗащитаИнфоТранс и КЛАСТЕР Глонасс К-57 являются нашими постоянными партнерами, с кем мы взаимодействуем в части организации ежегодного цифрового IT-марафона (Хакатона) среди студентов, который мы проводим на площадке нашего форума «ИТС России». К слову, в этом году в ИТ-соревновании приняли участие школьники, которые наравне со старшими товарищами смогли разработать за два дня реально работающее решение.

— Помимо образовательной работы на площадке Центра компетенций и Ассоциации, какие направления деятельности могли бы выделить?

Д.О.: Как уже было отмечено выше, ключевыми направлениями Центра является деятельность в области повышения квалификации, профориентационная работа. Одновременно с этим на базе Центра мы проводим рабочие группы, совещания по актуальным отраслевым вопросам, работу по содействию внедрения ИТС в регионах, формированию предложений и подходов, импортозамещения, понимания в части новых направлений и новых технологий.

Дополнительно, в рамках лаборатории, по запросу поставщиков оборудования ведется работа по настройке, тестированию, совместимости оборудования, настройке программного обеспечения.

Фото: пресс-служба Ассоциации «Цифровая Эра Транспорта» / Интеллектуальные транспортные системы России/

Возврат к списку

Чтобы оставить комментарий - авторизуйтесь через