баннер Телеграм каналбаннер Телеграм канал

Интеллектуальные транспортные системы: как создать фундамент для будущего

Рейтинг 4.67
5824
Антон Журавлев
президент Ассоциации «Цифровая Эра Транспорта», член Общественного совета Федерального дорожного агентства, член рабочей группы по внедрению ИТС в субъектах РФ Федерального дорожного агентства

Всего лишь несколько лет назад термин ИТС был мало знаком даже многим представителям транспортной отрасли. Сейчас же можно с уверенностью утверждать: в последнее время произошел прорыв в этой сфере, результаты которого скажутся и на состоянии индустрии в целом, и на комфорте и безопасности граждан. О нормативно-техническом регулировании в сфере интеллектуальных транспортных систем, роли профсообщества в его становлении и планах на будущее рассказал президент Ассоциации «Цифровая Эра Транспорта» Антон Журавлев.

От истоков ИТС

В 2016 году мы впервые провели форум «Интеллектуальные транспортные системы России». Тогда, 5 лет назад, мы лишь разбирались в терминологии, старались определить, что же включает в себя понятие ИТС — системного комплексного подхода к этой теме еще не было. В то время лишь появлялись системы фотовидеофиксации, а ИТС в первую очередь ассоциировались с платными дорогами. Уже на первом форуме стало понятно: консолидация участников рынка ИТС, привлечение внимания к теме со стороны федеральных органов власти, министерств и вовлечение в этот процесс представителей регионов и бизнеса необходимо.

Регулярные дискуссии и взаимодействие всех вовлеченных в сферу развития в нашей стране ИТС привело к постепенному росту не только уровня понимания терминологии и соответствующих компетенций, но и амбиций.

фото-1-внутрь-Журавлев-статья.jpg

В 2017 году на конференции «ИТС регионам» в Орле впервые прозвучала идея включения ИТС в паспорт национального проекта «Безопасные и качественные дороги», и после этого тема нашла свое законное место в определяющих документах федерального уровня наравне с другими задачами по улучшению дорожной сети РФ. Таким образом ИТС в России прошли путь от зарождения до определения в системе федеральных координат.

Дальнейшие события знакомы большему числу лиц: это расширение задач по внедрению ИТС в рамках нацпроекта, появление методики предоставления финансирования на проекты ИТС и начало реализации их в регионах. В 2020 году уровень предоставления федеральных субсидий в регионах составил порядка 4 млрд рублей, а если учесть инвестиции самих регионов, то смело можно сказать, что мы прошли очень серьезный путь, который должен быть результативным.

Через сито к звездам

Несмотря на уже упомянутое поступательное движение вперед, до недавнего времени развитию ИТС в России мешал существенный фактор: крайне низкий уровень обеспечения нормативами, стандартами, методическими рекомендациями, на который эксперты (в том числе представители Ассоциации) неоднократно указывали. Действующие ГОСТы были разработаны почти 10 лет назад, поэтому требуют кардинального пересмотра — в том числе из-за развития технологий.

Однако за последний год в этом направлении произошел существенный прорыв или даже тектонический сдвиг. Наша работа по актуализации проблемы стандартизации интеллектуальных транспортных систем принесла плоды, и процесс наконец-то сдвинулся с мертвой точки: разработана приоритетная программа стандартизации ИТС до 2026 года. А в следующем году будет вестись насыщенная разработка стандартов и в первую очередь тех, которые должны обеспечить процесс внедрения ИТС в городских агломерациях.

В этом году сформирован перечень документов, который уже находится в работе или на высокой стадии принятия. Это концепция национальной сети ИТС, федеральная платформа ИТС, актуализация действующей методики внедрения ИТС в агломерациях и т. д. Ключевая особенность работы России над нормативной базой в этой сфере — ее публичное обсуждение с экспертным сообществом, поэтому можно смело говорить о том, что состав и качество этих документов будут высоким, поскольку они прошли через сито мнений регионов и бизнеса.

Уровни зрелости

Конечно, без ложки дегтя не обошлось. Напомню, что в 2020 году началась реализация внедрения ИТС в городских агломерациях в рамках проекта БКД. Для этого была разработана методика отбора региональных проектов, утвержденная нормативным актом Минтранса РФ. По оценке самого Минтранса, с которой мы в Ассоциации согласны, заданная методикой масштабность внедрения ИТС в регионах не соответствует их способности выполнить эту задачу.

Это не теоретические рассуждения: даже в этом году наблюдается низкий уровень освоения бюджетных средств — ниже 15%, что потребовало пересмотра подходов как к методике, так и к реализации стратегии в целом. В результате Минтрансом предложен новый подход, в котором вводится понятие «уровень зрелости» ИТС в городских агломерациях.

Таких уровней пять: нулевой, начальный, базовый, зрелый и продвинутый. Начать предлагается с малого, задать и реализовать минимальный набор компонентов подсистем ИТС и сервисов, чтобы обеспечить равномерное повышение уровня ИТС в регионах и постепенно двигаться по пути наращивания зрелости. Безусловно, в стране есть города, которые давно уже прошли первые два уровня, но и здесь Минтранс делает правильные шаги, не запрещая развивать ИТС быстрее.

Я считаю, что такой подход полезен: вводится, как мне кажется, зрелая, объективная и понятная метрика. Это позволит в каждой агломерации сформировать фундамент для развития: создать региональные центры организации дорожного движения, определить светофорные объекты, которые необходимо модернизировать для адаптивного режима их работы, и систему мониторинга общественного транспорта. Не секрет, что не весь парк общественного транспорта обеспечен системами мониторинга, а это действенный инструмент для повышения качества обслуживания населения.

Также важно, что обновленная методика в чем-то кардинально меняет подходы и смыслы, но остается живым документом, который может корректироваться и совершенствоваться в соответствии с реальными задачами эффективного внедрения ИТС.

При этом важно помнить о том, что реализация задуманного не получится без решения кадрового вопроса, который сейчас стоит как никогда остро. Сегодня, к сожалению, не существует полноценного обучающего курса, который бы полностью закрывал потребности регионов в повышении квалификации персонала в соответствии с актуализированной методикой, с первичными ее целями и комплексной последовательностью мероприятий по внедрению ИТС.

Поэтому сегодня наряду с формированием стандартов, которые обеспечивают текущее поэтапное внедрение ИТС в регионах, надо в кратчайшие сроки формировать обучающие курсы на базе разных вузов для обеспечения кадровой поддержки тех шагов, которые регионам предстоит сделать в ближайшие 2-3 года.

фото-2-внутрь-Журавлев-статья.jpg

Что делать регионам

Традиционный русский вопрос «Что делать?» в контексте внедрения ИТС имеет вполне конкретный ответ. Для успешного внедрения ИТС как интегрирующей системы в городской агломерации необходимо решить целый ряд организационных, аналитических и технических задач.

Во-первых, необходимо определить основных участников проекта: пользователей ИТС, эксплуатирующую организацию, заказчика системы, контрагентов, которые будут принимать информацию из ИТС и которые будут отдавать информацию в ИТС.

Во-вторых, надо определить стратегию развития дорожно-транспортного комплекса региона, основываясь на программе комплексного развития транспортной инфраструктуры, комплексной схеме организации дорожного движения и транспортной модели городской агломерации.

Затем необходимо исследовать состояние дорожно-транспортного комплекса, получить количественные и качественные показатели его состояния и работы, а также определить круг практических и актуальных задач, которые стоят перед заказчиком, эксплуатирующей организацией, пользователями системы.

Все это позволит создать концепцию ИТС, в которой будут описаны цели проекта, основные показатели эффективности и сроки построения ИТС, а также классы задач, которые будет решать ИТС. Кроме того, в концепцию необходимо включить перечень существующих в регионе и планируемых к реализации компонентов ИТС, участников проекта и вовлеченных организаций и этапность внедрения. Концепция ИТС должна быть согласована всеми участниками проекта, органами власти и т. д.

На основании разработанной и утвержденной концепции необходимо разработать проекты ИТС, отражающие в том числе вопросы конфигурации, параметров, применяемых технических и программных средств, алгоритмов, правил управления, регламенты взаимодействия участников проекта и вовлеченных организаций, технологические инструкции работы сотрудников ИТС, вопросы обучения данных сотрудников, организационного обеспечения эксплуатирующей организации. Проекты и проектные решения должны быть согласованы в необходимых инстанциях.

После этого уже нужно приступать к реализации заложенных в проекте решений:

  • построить и организовать аналитические и ситуационные центры (центр управления дорожным движением агломерации и центр управления общественным транспортом);
  • построить и организовать функционирование сетей связи;
  • построить и ввести в эксплуатацию периферийные комплексы;
  • поставить технические средства и программное обеспечение;
  • разработать и адаптировать специализированное и прикладное программное обеспечение;
  • внедрить запроектированные компоненты и комплексы, провести пуско-наладку, комплексную отладку, обучение;
  • ввести в опытную эксплуатацию и в ходе нее устранить все возникшие недостатки, выполнить дополнительные требования заказчика и реализовать необходимые изменения в ИТС;
  • организовать и провести приемочные испытания и ввод в промышленную эксплуатацию.

При этом необходимо обеспечить поддержку эксплуатации и проводить техническое сопровождение систем, модернизацию и улучшение их компонентов, изменение системы в связи с изменением внешних условий и среды. Нельзя забывать и о разработке необходимой эксплуатационной и пользовательской документации.

фото-0-на-главную-Журавлев-статья.jpg

ИТС в лицах

Несмотря на сложности, связанные с распространением коронавирусной инфекции, и то, что мы соблюдали все предписания и ограничения, мы только один раз не смогли встретиться офлайн — весной прошлого года. Значение форума «Интеллектуальные транспортные системы России» и конференции «ИТС регионам» сложно переоценить. Это ключевое мероприятие дорожной отрасли в сфере ИТС, поскольку позволяет убрать разрыв между теми, кто разрабатывает нормативные акты и формирует ключевые пункты государственной политики, и теми, кто в реальной жизни реализует внедрение ИТС в регионах и городских агломерациях.

Подобные мероприятия позволяют наладить диалог, сверить часы и понять, в правильном ли направлении идет движение, что нужно скорректировать, на что обратить внимание и какие лучшие практики нужно развивать и тиражировать. Также важно дать всем участникам процесса возможность высказаться и обозначить ключевые проблемы, которые их беспокоят и поднять темы, которые актуальны именно сегодня. А регулятору нужна возможность донести свою точку зрения в том, как он выстраивает техническую политику в отношении ИТС. Так что мы и дальше будем стараться проводить мероприятия очно, если такая возможность будет.

Кроме того, в ближайшее время мы должны решить две важные задачи. Пришло время сформировать понимание того, кто есть кто на рынке ИТС в бизнес-сегменте, на какой стадии находятся проекты, которые получили финансирование, и каков уровень восприятия регионами этих инициатив. Для этого Ассоциация «Цифровая эра транспорта» сейчас работает над двумя проектами: «Карта ИТС» и «Лица ИТС».

Мы хотим сформировать и опубликовать перечень тех региональных специалистов, которые задействованы в процессе внедрения ИТС в регионах, а также представить на своих площадках региональные проекты в области ИТС, чтобы можно было ознакомиться с планами и векторами развития регионов.

Учитывая, что есть приблизительное понимание технической архитектуры ИТС, сейчас как никогда важно сформировать понимание ситуации в бизнесе, который разрабатывает соответствующие решения. В наших мероприятиях участвует более 90% коммерческих компаний, которые присутствуют на рынке — теперь важно увидеть их комплексно, системно, чтобы потребителям из регионов легче было ориентироваться в этом поле.

Мы надеемся, что все эти шаги помогут регионам быстрее выйти на новые уровни зрелости в сфере внедрения ИТС, повысить эффективность подобных проектов и упростить их реализацию.

фото-3-внутрь-Журавлев-статья.jpg

Возврат к списку

Чтобы оставить комментарий - авторизуйтесь через