баннер Телеграм каналбаннер Телеграм канал
14 июля 2021 года

Внедрять ИТС будут иначе

Рейтинг 3.67

На заседании Рабочей группы Росавтодора по внедрению интеллектуальных транспортных систем на дорожной сети субъектов Российской Федерации обсудили проект концепции изменения мероприятий по внедрению ИТС в регионах в рамках национального проекта «Безопасные качественные дороги» разработанный Минтрансом России.

Внедрять ИТС будут иначе

В проекте концепции отмечается неравномерность развития интеллектуальных транспортных систем в агломерациях. Внедрение систем в городах — это не локальная задача отдельно взятой агломерации, а задача для всей страны в целом. И очень важно, чтобы предложения и работа по внедрению ИТС одного субъекта ложилась в общую концепцию. В связи с этим, Минтрансом России была предложена обновленная концепция мероприятий по внедрению ИТС.

Исходя из концепции, ключевой задачей, стоящей перед руководителями регионов и участниками рынка ИТС, является обеспечение минимального уровеня проникновения технологий и внедрения ИТС во всех агломерациях с населением свыше 300 тысяч по итогам реализации нацпроекта БКД. Для достижения данной цели предлагается определить минимальный набор подсистем и компонентов ИТС, которые должны быть развернуты в обязательном порядке в населенных пунктах, участвующих в проекте.

Также, внедрение ИТС в агломерациях предлагается осуществлять поэтапно. Всего Минтрансом России определено пять уровней: нулевой, начальный, базовый, зрелый и продвинутый. За нулевой уровень развития интеллектуальных транспортных систем предлагается принять состояние полного отсутствия компонентов ИТС, включая наличие отдельных локальных компонентов, не связанных между собой, установленных ранее и уже стоящих на балансе у различных организаций. Начальный уровень ИТС, который мнению Минтранса России позволит существенно повысить эффективность управления дорожным движением и качество транспортного облуживания, включает в себя создание центра управления дорожным движением агломерации, создание центра управления общественным транспортом, подключение 50% светофорных объектов к ЦУДД по широкополосным линиям связи, развертывание технических средств сбора данных о параметрах дорожного движения с возможностью идентификации ТС, а также развертывание оборудования мониторинга метеорологической обстановки.

Дополнительно в мероприятиях по внедрению ИТС предлагается установить запрет на устройство автоматических постов весогабаритного контроля и комплексов фотовидеофиксации нарушений правил дорожного движения, поскольку данные мероприятия «прописаны» отдельной строкой в нацпроекте.

Представители регионов и экспертного сообщества в целом поддержали инициативу о корректировке программы, но отнеслись к ряду предложений неоднозначно, предложив доработать документ, а также проявили настороженность текущим состоянием проектов в рамках внедрения ИТС в формате обновленной концепции.
Среди спорных моментов в концепции, которые выделили участники рабочей группы, стали вопросы ранжирования регионов по уровню внедрения ИТС с учетом особенностей отдельно взятых субъектов, нецелесообразности обязательной установки метеорологического оборудования в рамках начального этапа, утверждения критериев и технических требований к оборудованию, возможности объединения центра управления дорожным движением и центра управления пассажирским транспортом в единую структуру.

Кроме того, у представителей регионов новые «правила игры» вызвали опасения в части нехватки средств на актуализацию и обновление оборудования.

В свою очередь, представитель департамента государственной политики в области дорожного хозяйства Минтранса России Антон Козлов сообщил, что в отношении уже одобренных заявок субъектов проекты внедрения ИТС пересмотрены не будут.

«Если субъект уже находится на начальном или базовом уровне внедрения ИТС, то мы не будем его ограничивать по набору подсистем или мероприятий. В целях определения уровня развитости агломерации будет проведен анализ в части параметров начального и базового этапа», — уточнил представитель Минтранса.

Обновление концепции мероприятий по внедрению ИТС в части системного подхода является правильной и необходимой инициативой, но определенно запоздалой. Особенно с учетом того, что уже 22 субъекта ведут активную работу по внедрению систем, основываясь на ранее утвержденную Методику, которую как уточнил представитель Минтранса будут переделывать. Новая версия Методики планируется представить осенью 2021 года и будет основой для выделения финансирования в 2022 и последующих годах.