баннер Телеграм каналбаннер Телеграм канал
25 сентября 2021 года

В Казани состоялось заседание рабочей группы Федерального дорожного агентства по внедрению ИТС на дорожной сети субъектов Российской Федерации

Рейтинг 0

В рамках проведения международного форума Kazan Digital Week — 2021 состоялось очередное заседание рабочей группы по внедрению интеллектуальных транспортных систем на дорожной сети субъектов Российской Федерации.

Целью очередного заседания рабочей группы стало рассмотрение вопросов о ходе реализации мероприятий по внедрению ИТС, актуализации локальных проектов, доработки концепции изменения подходов по реализации мероприятий, методики оценки и ранжирования локальных проектов по созданию ИТС в городских агломерациях.

Как отметил председатель заседания, заместитель руководителя Федерального дорожного агентства Игорь Костюченко, ранее, под руководством заместителя министра транспорта РФ Андрея Костюка состоялось совещание по вопросам цифровизации транспортного комплекса, важным блоком которого стали обсуждения интеллектуальных транспортных систем, их формирования и развития на сети дорог в нашей стране.

«Сегодня мы должны очень внимательно подойти к обсуждению поставленных вопросов. Нам необходимо определить единые принципы построения ИТС, для обеспечения последующего аккумулирования и объединения всех локальных проектов в одну информационную систему, состоящую из различного рода блоков. Это единый живой организм, который должен состоять из различного рода подсистем», — прокомментировал Игорь Костюченко.

Заместитель руководителя Росавтодора, выделил ряд проблем по итогам внедрения систем в регионах.

«На сегодняшний день федеральная поддержка порядка 4 млрд рублей на 25 субъектов. К сожалению, на конец 3 квартала 2021 года контрактация всего лишь 60%. Кроме того, обращаю внимание на не очень хорошую ситуацию, связанную с переносом планируемых сроков публикации конкурсных процедур. Прошу обратить внимание на то, что тот объем федеральной поддержки, который есть не законтрактован», — подчеркнул Игорь Костюченко.

В своем выступлении начальник отдела дорожной деятельности департамента государственной политики в области дорожного хозяйства Министерства транспорта Российской Федерации Роман Кильдюшкин рассказал про концепцию изменения подходов по реализации мероприятий по внедрению интеллектуальных транспортных систем.

«По итогам предыдущего заседания рабочей группы, на котором была представлена концепция, нами были собраны замечания, которые на текущий момент успешно урегулированы. Было принято решение о корректировке показателя процентного соотношения подключенных светофорных объектов к центру управления дорожного движения с 50% до 20% на базовом уровне. Также из документа было исключено уточнение об обязательном наличие метеорологических станций — на начальном уровне должно быть обеспечено только наличие систем метеомониторинга. Исключены из начального и базового уровня мероприятия по устройству знаков и табло переменной информации», — прокомментировал Роман Кильдюшкин.

Также, представитель Минтранса уточнил, что ту работу, которую субъекты уже провели останавливать не нужно, предлагаемые изменения не будут распространятся на заявки, контрактные обязательства по реализации которых уже были заключены до 2021 года.

Параллельно с этим будет скорректирована методика оценки ранжирования локальных проектов, ранее утвержденная Минтрансом России, о которой участникам заседания рассказал представитель ФАУ «РОСДОРНИИ» Алексей Солдатенков.

«В результате реализации проектов по внедрению ИТС стало понятно, что объем финансирования недостаточен для покрытия затрат по созданию всех необходимых подсистем, обозначенных в утвержденной ранее методике. Поэтому, в первую очередь, Минтрансом России было предложено разделить методику на два документа: на методику разработки заявок и на порядок оценки ранжирования. Во-вторых, сократить перечень обязательных подсистем, определив при этом пять уровней зрелости. В итоге из утвержденной методики были исключены порядок расчета интегральной оценки локального проекта, порядок оценки ранжирования локальных проектов и критерии оценки. В замен этого в проект новой методики были добавлены методические рекомендации по созданию ИТС в городских агломерациях», — уточнил представитель ФАУ «РОСДОРНИИ».

Руководитель Академии интеллектуальных транспортных систем в автомобильно-дорожном комплексе Султан Жанказиев отметил важность единых принципов построения ИТС и выделил одну из главных системных проблем в регионах — историческое отсутствие кадров.

«При наличие кадров, специалистов, была бы совсем другая динамика развития технологий. Регионы сегодня претендуют и хотят получить проекты. Но, предельно трудно говорить с регионами о цифровизации, — в диалоге приходится откатываться на несколько лет назад», — прокомментировал Султан Жанказиев.

Руководитель Министерства транспорта и дорожного хозяйства Новосибирской области Анатолий Костылевский и заместитель руководителя департамента дорожной деятельности Воронежской области Руслан Верзунов также выделили проблему нехватки квалифицированных специалистов.

«От отсутствия кадров идут все проблемы, начиная с составления заявки, ее формирования. Если нет специалиста, который может по минимальным требованиям составить заявку, то мы вынуждены искать решение этой проблемы среди тех компаний, которые себя предлагают на рынке. Уже на этом начальном этапе начинается конкурентная борьба, необходимо не допустить вопроса коррупционных проявлений», — уточнил Руслан Верзунов.

В продолжении дискуссии заместитель директора по развитию и эксплуатации интеллектуальных транспортных систем «Швабе-Москва» Иван Морданов высказал обеспокоенность нежеланием участников рынка ИТС и самих регионов активно участвовать в программе по внедрению систем.

«Далеко не все лидеры рынка бьются за право участвовать в программе. Кроме того, нет понимания, ведется ли диалог с регионами, ведется ли диалог с бизнесом по реальным практикам и решениям. Есть ли понимание как у регионов, так и у распределителя средств, кто из потенциальных игроков рынка реально готов выполнить все условия технического задания? То, что внедряется сегодня, необходимо будет обслуживать в будущем. Если эти моменты упустить, то это определенно приведет к проблемам», — подчеркнул Иван Морданов.

Заместитель руководителя Федерального дорожного агентства Игорь Костюченко предложил временно приостановить финансирование работ до принятия скоординированных решений. Это коснется тех субъектов, которые еще не законтрактовались. Кто уже имеет контрактные обязательства, продолжать работы по внедрении ИТС.

Кроме того, замруководителя Росавтодора отметил, что работа с представителями бизнес-сообщества ведется на официальном уровне.

«На мероприятиях ФАУ «РОСДОРНИИ», на предыдущих рабочих группах, иных официальных мероприятиях неоднократно просил коллег из бизнеса поучаствовать в процессах подготовки технических требований. Свои предложения представители бизнеса могли и могут направлять в ФАУ «РОСДОРНИИ» или в ФКУ «Дороги России», — прокомментировал Игорь Костюченко.

Президент Ассоциации «Цифровая Эра Транспорта» Антон Журавлев высказал мнение о необходимости «перезагрузки» по причине обновления методики, необходимости обсуждений содержания подсистем ИТС как с профессиональным сообществом, так и с общественностью, а также рассказал участникам заседания о совместной инициативе с ФАУ «РОСДОРНИИ» по вопросу подготовки специалистов в регионах.

«Процесс должен быть эволюционным. Обновление методики по-своему является элементом перезагрузки. Переходный период очень важен. И с учетом кадрового голода, о чем уже говорили коллеги, есть предложение разгрузить регионы с точки зрения состава и комплектности документов и перенести это на федеральный уровень. Что касается развития кадрового потенциала в регионах. На данный момент уже доступны курсы повышения квалификации на базе ФАУ „РОСДОРНИИ“. Руководители региональных ведомств уже могут участвовать в этой программе. Кроме того, совсем скоро выходит книга ведущего эксперта в области ИТС, — Игоря Евстигнеева, по развитию систем в городских агломерациях России. Для участников рынка эта книга своего рода учебник. Дополнительно, наша Ассоциация совместно с ФАУ „РОСДОРНИИ“ обсуждает возможности по проведению специальных обучающих семинаров в отдельно взятых регионах», — подчеркнул Антон Журавлев.

Напомним, еще в сентябре 2019 года Федеральным дорожным агентством было инициировано создание рабочей группы по внедрению интеллектуальных транспортных систем на дорожной сети субъектов Российской Федерации. В состав рабочей группы вошли представители Министерства транспорта Российской Федерации, Федерального дорожного агентства, ФКУ «Дороги России», ГК «Автодор», ГУОБДД МВД России, ФАУ «РОСДОРНИИ», Ассоциации «Цифровая Эра Транспорта», МАДИ, Правительства Белгородской, Воронежской, Нижегородской, Пензенской, Ростовской, Московской, Рязанской областей, Республики Башкортостан, Республики Татарстан, Российский фонд прямых инвестиций. Рабочая группа создавалась в целях рассмотрения экспертным сообществом возможности внедрения интеллектуальных транспортных систем, предусматривающих автоматизацию процессов управления дорожным движением в городских агломерациях, включающих города с населением свыше 300 человек" в рамках федерального проекта «Общесистемные меры развития дорожного хозяйства развития интеллектуальных транспортных систем на дорожной сети субъектов Российской Федерации».


Чтобы оставить комментарий - авторизуйтесь через