баннер Телеграм каналбаннер Телеграм канал
30 августа 2021 года

Программу стандартизации в сфере интеллектуальных транспортных систем предложили разделить на этапы

Рейтинг 0

В результате работ по внедрения ИТС в субъектах РФ, а также по созданию возможностей для использования беспилотного транспорта на дорогах общего пользования, сформировался положительный тренд в скорости и количестве разработок технических документов в Российской Федерации, содержащих требования к сфере создания и развития ИТС.

Однако сохраняется ряд недостатков в существующей в настоящее время системе стандартизации в сфере ИТС.

Как следует из перспективной программы стандартизации в сфере интеллектуальных транспортных систем на период до 2026 года действующая нормативно-техническая документация Российской Федерации в сфере ИТС не в полной мере соответствует современным требованиям и условиям разработки и эксплуатации ИТС, отсутствуют требования к большинству направлений деятельности и объектов ИТС в условиях динамичного развития технологий и оборудования, используемых при создании ИТС.

Также, в документе отмечается отсутствие системности и приоритезации разработки технических стандартов, существенное отставание в области разработки и принятия национальных стандартов от темпов развития оборудования и технологий в сфере ИТС, недостаточная, по сравнению с международной практикой, вовлеченность бизнеса в процесс разработки документов и многое другое.

По словам представителя ФАУ «РОСДОРНИИ» Николая Торопова, сфера интеллектуальных транспортных систем является самой высокотехнологичной, инновационной и быстроразвивающейся в области дорожно-транспортной деятельности, что определенно влияет на разработку стандартов в области ИТС.

«Значительная часть технологий ИТС в плотную пересекается с другими инновационными технологиями, такими как технологии пространственного моделирования, искусственного интеллекта. В России на данный момент не хватает опыта комплексного построения ИТС уровня городской агломерации и, к сожалению, нет практического опыта создания ИТС регионального уровня. Это не позволяет эффективно определять критерии стандартизации на этапе создания и эксплуатации», — отметил Николай Торопов.

Эксперты отмечают, что значительная часть элементной базы ИТС имеет зарубежное происхождение, что также является большой проблемой в сфере стандартизации интеллектуальных транспортных систем. Соответственно, задача по оптимизации и унификации номенклатуры стандартизируемой продукции, обеспечения ее совместимости и взаимозаменяемости, стоит опосредованно на уровне гармонизации иностранных стандартов.

Отдельной проблемой в области стандартизации интеллектуальных транспортных систем эксперты выделяют большое количество самих стандартов.

«На первом публичном обсуждении проекта программы по стандартизации в области ИТС на площадке Ассоциации „Цифровая Эра Транспорта“ совместно с представителями бизнеса было отмечено, что число стандартов серьезно превышает их действительно необходимое для работы количество. По итогам дальнейшей работы количество стандартов серьезно сократили. Но, вместе с тем, есть предложение разделить их по этапам в рамках выбранных направлений. Кроме того, еще раз подчеркну, что необходимо обязательно устраивать публичные обсуждения, — это основа того, что мы вместе выработаем правильное решение», — прокомментировал председатель Технического Комитета по стандартизации ТК-418 Николай Быстров.

Также, Николай Быстров отметил, что одной из ключевых задач при разработке стандартов по ИТС является необходимость выстраивания активного сотрудничества и обмена опытом с зарубежными коллегами: международной организацией по стандартизации, зарубежными экспертами в области ИТС и ассоциациями.

Президент Ассоциации «Цифровая Эра Транспорта» Антон Журавлев подчеркнул, что одним из важных моментов при разработке и утверждении стандартов по ИТС на текущий момент является вовлеченность субъектов, представителей и экспертов профильных ведомств регионов.

«Тема стандартизации в области ИТС перешла в публичную плоскость только сейчас. Обсуждения и взаимодействие с ФАУ „РОСДОРНИИ“, с ТК-57 и ТК-418, с представителями бизнеса несомненно важно, но недостаточно. Поэтому хотелось бы призвать регионы к активной работе, обсуждению программы стандартизации, внесению корректировок, замечаний и предложений. Тема стандартизации важна и на региональном уровне, мнение регионов мы не знаем, его нам не хватает. Кроме того, нам не хватает мнения проектных организаций», — уточнил эксперт.

Напомним, ФАУ «РОСДОРНИИ» в рамках выполнения работ по направлению «Внедрение новых технических требований и стандартов обустройства автомобильных дорог, в том числе на основе цифровых технологий, направленных на устранение мест концентрации дорожно-транспортных происшествий» федерального проекта «Общесистемные меры развития дорожного хозяйства» национального проекта «Безопасные качественные дороги» подготовлен проект перспективной программы стандартизации в сфере интеллектуальных транспортных систем на период до 2026 года.

Программа разработана в целях создания условий для внедрения унифицированных высокотехнологичных решений при формировании и развитии национальной сети интеллектуальных транспортных систем и направлена на ускоренное развитие нормативно-технической базы Российской Федерации в сфере ИТС.

Кроме общественных обсуждений перспективной программы стандартизации в области интеллектуальных транспортных систем в рамках профильных конференций и семинаров ведется сбор комментариев и предложений на онлайн площадках ФАУ «РОСДОРНИИ» и Ассоциации «Цифровая Эра Транспорта».