баннер Телеграм каналбаннер Телеграм канал
11 июня 2021 года

Инсталляция биометрических СКУД на объектах транспортной инфраструктуры. Три главных правила, которые позволят сделать это быстро, правильно, без бюрократии и штрафов

Рейтинг 5

Биометрическая идентификация — стремительно растущая отрасль. В одном только сегменте распознавания лиц среднегодовые темпы роста достигают 16,6% (данные на 2020 год), а сегмент более бюджетных технологий идентификации по венам ладони и отпечатку пальца растет еще быстрее. Как следствие, каждый день на рынке появляются новые устройства, многие из которых имеют «сырой» софт и не соответствуют минимальным требованиям надежности и безопасности. Кроме того, биометрическая идентификация — один из наиболее надежных и эффективных инструментов для организации СКУД на объектах с повышенными требованиями к безопасности, в том числе и к объектам транспортной инфраструктуры.

Инсталляция биометрических СКУД на объектах транспортной инфраструктуры. Три главных правила, которые позволят сделать это быстро, правильно, без бюрократии и штрафов

Напомним, что в России сфера охраны ОТИ жестко регулируется законодательством (закон № 16-ФЗ «О транспортной безопасности», Постановление Правительства РФ от 26 сентября 2016 года № 969 «Об утверждении требований к функциональным свойствам технических средств обеспечения транспортной безопасности и Правил обязательной сертификации технических средств обеспечения транспортной безопасности»).

Выбрать подходящее биометрическое решение и соблюсти все требования государства при его установке — трудно. Но, избежать ошибок и штрафов при организации биометрической СКУД на вокзалах, в аэропортах и метро возможно.

По словам эксперта одного из российских разработчиков и производителей биометрических систем BIOSMART Александра Дремина, биометрические устройства и программное обеспечение, применяемые на ОТИ, как и любые другие технические средства, должны быть официально сертифицированы в соответствии с требованиями, описанными в законодательстве. Кроме того, эксперт отметил необходимость интеграции биометрии в инженерные сети объекта, а также взаимодействие в сфере внедрения биометрии с авторитетными вендорами, которые не скрывают реальные данные по надежности СКУД и готовы предоставить оборудование для нагрузочного тестирования «в боевых условиях».

«Для сферы транспорта документ первого приоритета — это сертификат на соответствие требованиям Постановления Правительства РФ № 969. Оборудование, прошедшее такую сертификацию, может быть установлено на объектах транспортной отрасли без дополнительных проверок и согласований», — прокомментировал эксперт.

Тело каждого человека уникально, поэтому в качестве идентификатора могут использоваться различные биометрические параметры: отпечаток пальца, узор вен ладони, геометрия лица, особенности радужной оболочки глаза и т. д.

В наиболее бюджетных СКУД в качестве идентификатора используется папиллярный узор — он же «отпечаток» — пальца. Идентифицировать человека по этому фактору научились еще в XIX веке. Тогда же появились первые базы данных биометрической информации, использовавшиеся, в основном, в криминалистике. Сегодня биометрические СКУД по отпечатку пальца широко используются в компаниях разных отраслей. Минус этой технологии — зависимость от состояния кожи рук: сканеры отпечатка пальца не распознают человека по руке с порезами, полосками пластыря или свежими мозолями. Плохо справляются они и с распознаванием распаренных или замерзших рук, поскольку под воздействием температуры структура кожи меняется. При определенной сноровке и наличии технических средств отпечаток пальца можно подделать — например, с помощью силиконового муляжа или очень качественной фотографии.

«СКУД по отпечатку пальца неплохо зарекомендовали себя на объектах ОТИ. Именно такая система в свое время была установлена в екатеринбургском аэропорту Кольцово, на Белорусском вокзале в Москве и железнодорожном вокзале Иваново. Яркий пример применения этой модальности — Салехардский речной вокзал, где с помощью десятка контроллеров отпечатка пальца была организована сложная распределенная СКУД с несколькими внутренними периметрами и уровнями допуска», — рассказал Александр Дремин.

Более современная и универсальная модальность — вены ладони. СКУД по венам ладони с успехом используются на режимных объектах, в банках, а также на предприятиях, где технологические процессы предполагают использование ручного труда: на кухнях ресторанов, в прачечных, клининговых сервисах и т. д. В отличие от сканеров отпечатка пальца, сканеры вен распознают человека по руке с повреждениями кожного покрова. Еще одно преимущество таких систем — невозможность подлога. Интересный пример применения вен ладони в СКУД на ОТИ — Екатеринбургский метрополитен.

photo.jpg

Третья популярная модальность, представленная на российском рынке, — лицо. Оборудование для идентификации по лицу — одно из самых дорогостоящих. В остальном по уровню надежности и безопасности СКУД по лицу не слишком опережают СКУД по венам ладони. Их безусловный плюс — удобство: современные лицевые терминалы распознают человека даже в медицинской маске, так что при установке такого терминала на проходной пользователи не тратят лишние секунды на то, чтобы снять перчатки.

«Все три наиболее популярных модальности могут лечь в основу СКУД на ОТИ. Однако учитывая, что ОТИ относятся к стратегически значимым объектам, эксперты рекомендуют наиболее надежные и универсальные технологии — идентификацию по венам ладони и по лицу», — подчеркнул представитель компании BIOSMART.

Также, стоит отметить, что в 90% случаев биометрическая система внедряется в уже действующую систему управления доступом. Чаще всего это СКУД на RFID-картах или системы с доступом по пин-коду. Иногда в рамках одного объекта действует сразу несколько систем (СКУД, ОПС, видеонаблюдение и пр.), установленных в разное время разными вендорами и «живущих параллельной жизнью» на одном сервере.

Как следствие, внедрение биометрии практически всегда сопряжено с использованием специального оборудования и программного обеспечения.

Аппаратная интеграция в сторонние СКУД осуществляется по интерфейсам Wiegand и OSDP. Интерфейс Wiegand более популярен, однако имеет множество недостатков — прежде всего, это низкая помехозащищенность и сравнительно небольшое максимально допустимое расстояние (всего несколько десятков метров). В 2011 году компании HID, Lenel, Mercury разработали альтернативу — протокол OSDP на базе физического интерфейса RS-485. В отличие от Wiegand-а, OSDP превосходно защищен от помех, имеет возможность шифрования данных и может работать на расстоянии до 300 метров от контроллера.

Программная интеграция реализуется с помощью SDK и REST API. Многие вендоры поддерживают наборы библиотек SDK для быстрой программной интеграции. Есть и более удобный метод — программная интеграция через REST API. Этот метод пришел в биометрию из web-технологий. При интеграции по REST API программирование сведено к минимуму, а все команды со сторонними библиотеками описываются специальными языками JSON или XML.

«Мы настоятельно рекомендуем обращаться именно к отечественным вендорам. Отечественный поставщик лучше понимает специфику российских реалий, задач, особенностей законодательства, и предлагает более подходящие и эффективные решения, а также оперативно решает любые возникающие вопросы, обеспечивает техподдержку и может быстро предоставить комплектующие или дополнительные устройства», — уточнил Александр Дремин.


Чтобы оставить комментарий - авторизуйтесь через