баннер Телеграм каналбаннер Телеграм канал

Ситуационный центр ЦОДД: от феодальной раздробленности к эффективному управлению

Рейтинг 0
1851
Евсин Александр Вячеславович
заместитель руководителя, начальник ситуационного центра ГКУ ЦОДД г. Москвы

Ситуационный центр — это действенный инструмент управления при должном техническом оснащении и верном подходе к его использованию. Однако если с первым в нашей стране все не так и плохо, то со вторым есть проблемы. Исключений, внушающих оптимизм, немного, одно из них — Ситуационный центр ЦОДД г. Москвы.

660858.jpg

В нашей стране на развитие и функционирование ситуационных центров управления негативное влияние оказывает само их название. Термин «ситуационный» подразумевает, что этот орган управления собирается при возникновении определенной ситуации, т.е. вне её управление производится каким-то иным образом. В результате большое количество ситуационных центров превращаются в красивую комнату для совещаний VIP-персон под телекамеры.

Да, такие ситуационный центры могут выглядеть красиво, сверкать множеством мониторов и устанавливать связь с такими же ситуационными центрами, собираемыми в случае возникновения определенных обстоятельств. Такие центры могут позволять проводить видеоконференции и производят впечатление настоящего органа управления. В реальности же, чтобы эффективно решать единичные сложные ситуации, нельзя быть вне постоянного процесса управления, который подразумевает постоянный контроль вне зависимости от сложности решаемой задачи. Нельзя управлять дорожным движением эпизодически — это необходимо делать постоянно, каждую минуту изо дня в день.

Процесс управления подразумевает постоянный сбор информации об обстановке, об имеющихся ресурсах воздействия на ситуацию, их детальных характеристиках, проведение аналитических исследований и — как завершение этого — выработку управленческого решения, доведения до исполнителей и постоянную обратную связь как с исполнителями, так и с другими источниками информации.

Ситуационный центр ЦОДД Москвы начал своё развитие так же, как и многие другие — с красивой комнаты с большим количеством мониторов и огромным экраном. Но очень быстро он эволюционировал до полноценного органа управления не только самим Центром организации дорожного движения, но и большинством аспектов, определяющих качество работы дорожной системы Москвы и работы транспортного комплекса в части, касающейся движения наземного городского пассажирского транспорта. Скажем честно: большинство проблем были связаны не с технической реализацией, а с укоренившимся за десятилетия порядком управления. Этот недостаток напоминает феодальную раздробленность, мешавшую в свое время развитию многих стран.

Однако, благодаря чётко выраженной позиции мэра Москвы, руководства Департамента транспорта Москвы и руководства ЦОДД, эти проблемы уже значительно снизили свою напряженность. С каждым днём мы приближаемся к полностью прозрачной, понятной системе обмена информацией и к разделению управленческих полномочий, а следовательно — к эффективной и рациональной системе управления транспортным комплексом Москвы.

Ситуационный центр ЦОДД сегодня является подразделением ЦОДД, выполняющим множество важных функций, которые, объединяясь, выводят качество управления на совершенно новый уровень.

Технический центр интеллектуальной транспортной системы

660810.jpg

В Ситуационном центре находится центр обработки данных, к которому подключены различные ИТС.

Во-первых, это система управления светофорами. В Москве 2500 светофорных объектов, которые связаны с Ситуационный центром каналами связи и оснащены светофорными контроллерами, работающими в локальном, адаптивном и координированном режимах. Также обеспечивается режим прямого диспетчерского управления светофором из Ситуационного центра ЦОДД. Светофорная система работает в полностью автоматическом режиме, однако постоянно нуждается в доработке программ управления, формулировании правил адаптивности, а в сложных ситуациях — и в диспетчерском вмешательстве.

Фундамент ритма работы светофорной системы задается путём изучения статистических закономерностей движения. Система настраивается сначала под обеспечение усреднённой статистически предсказуемой нагрузки, а затем вносятся изменения путём подключения механизмов адаптивности — как локальной, так и на основании данных динамической транспортной модели. Следующий уровень оптимизации — координированное управление, при котором светофоры работают согласованно друг с другом, реализуя ту или иную политику управления движением.

Во-вторых, к дата-центру подключена система мониторинга движения на основе радиолокационных детекторов движения. В Москве установлено 3000 радиолокационных детекторов, которые контролируют 6000 направлений движения. Их плюсом является всепогодность, так что в любую погоду в Ситуационный центр поступают достоверные данные о движении на опорной уличной-дорожной сети.

Еще один компонент — региональная навигационно-информационная система, которая обеспечивает онлайн-приём и ведение архивов трекеров, которые установлены на транспорте. В настоящий момент в РНИС Москвы поступают данные более чем от 200 тыс. транспортных средств. Полностью оснащены трекерами весь пассажирский транспорт, вся коммунальная техника, техника подведомственных учреждений Департамента транспорта (ЦОДД, АМПП, МАДИ), поступают данные и от каршеринговых компаний и такси.

Система фотовидеофиксации, также подключенная к ЦОДу, известна более всего из-за своего первичного предназначения — контроля нарушений ПДД (скорость, правила парковки, правила поворота, правила проезда перекрёстков, правила проезда пешеходных переходов и т.д.). Однако система ФВФ имеет ещё две важные функции. Так, информация о проездах транспорта передается в правоохранительные органы и используется для осуществления оперативно-розыскных мероприятий. Это защищённый контур, неуязвимый к хакерским атакам. Также система используется в целях обезличенного мониторинга движения и для изучения матрицы распространённых корреспонденций между частями города. Всего в Москве установлено более 1800 камер фотовидеофиксации.

Система управления дорожными табло тоже связана с Ситуационным центром. Она позволяет управлять выводом информации на 220 дорожных табло, установленных на улицах Москвы. Вывод информации в масштабах всего города занимает не более 3 минут. Это эффективное средство информированиях водителей о дорожной обстановке, погодных явлениях. Также табло используются для пропаганды безопасности дорожного движения, для розыска преступников или пропавших людей.

Благодаря системе контроля параметров перевозок все данные, поступающие от пассажирского транспорта, анализируются в автоматическом режиме. С ее помощью ведётся контроль выхода на линию, выполнения транспортной работы, заданных периодов движения, автоматическая фиксация простоев, формирование сигналов тревоги при неожиданной остановке пассажирского транспорта на маршруте и многое другое, что позволяет полноценно понимать состояние наземного пассажирского транспорта и принимать эффективные управленческие решения. Также эта система используется в аналитических целях — для изучения востребованности пассажирского транспорта, направлениях расширения, обеспечения приоритетного проезда и многого другого.

Подключена к центру обработки данных и система видеонаблюдения, включающая более 150 тыс. камер, что позволяет видеть практически все ключевые участки дорог. Алгоритмы видеоаналитики в режиме онлайн фокусируют внимание сотрудников на нештатных ситуациях. Это действительно почти всевидящее око, которое даёт возможность онлайн-просмотра и ведения архивов. Система крайне востребована как для штатного наблюдения за состоянием дорог, так и для разборов уже произошедших событий.

Всю информацию, поступающую с радиолокационных детекторов, камер наблюдения и фотофиксации, транспортных трекеров агрегирует динамическая транспортная модель Москвы. На основе всех этих данных она строит картину движения в столице. Также ведётся архив состояния движения, что позволяет проводить глубокие аналитические исследования и изучать причины пробок. Понимание причин, в свою очередь, позволяет рационально и эффективно устранять их.

Также были развёрнуты системы учета, ведения журналов, координации совместных действий, что позволило создать единое информационное пространство в рамках не только ЦОДД, но и всего транспортного комплекса Москвы, а также взаимодействующих служб (ГИБДД, МЧС, Департамент ЖКХ и др.). Фактически это является управленческим облаком, в котором происходят мгновенные обмены информации всех субъектов и объектов процесса управления. Все действия полностью логируются, ведётся аудит и обеспечивается безопасность и разделение доступа для авторизованных пользователей.

Управление дорожным движением

В Ситуационном центре ведется постоянное дежурство в режиме 24/7 по контролю состояния движения автомобильного и пассажирского транспорта. Дежурная смена Ситуационного центра с помощью технических систем ИТС постоянно ведёт мониторинг обстановки и воздействует на неё для обеспечения бесперебойной работы общественного транспорта и улучшения автомобильного движения.

Самый важный инструмент управления движением — это, конечно, светофоры! Хотя светофорная система работает в автоматическом режиме, алгоритмы управления не всегда справляются с проблемами. Происходит это и из-за недостатка автоматически поступающей информации, и из-за часто нерационального поведения участников движения. Дежурная смена корректирует текущие планы работы светофорной системы, выбирая наиболее подходящие планы из заранее подготовленных, а в особо сложных случаях управляет светофорами напрямую. ИТС позволяет делать это прямо из Ситуационного центра, с рабочего места сотрудника Дежурной смены.

Особо напряженным периодом в Москве является вечерний час пик. В период с 16 до 21 часа Дежурная смена ЦОДД оказывает более 200 точечных управляющих воздействий на светофорную систему. Это позволяет предупредить эскалацию дорожных проблем и значительно улучшить движение в городе. В случаях поломок светофоров или неподчинения водителя сигналам светофора (это случается в особенно плотных пробках) на место высылается Дорожный патруль ЦОДД, который регулирует движение на месте.

12f47d33710c3a01c37ad32f1d9409c6367eedb7b9fa5791f15523b566a5bc38.jpg

Дорожный патруль ЦОДД играет очень важную роль. Он работает под управлением Ситуационного центра ЦОДД и выполняет множество функций: оптимизирует и регулирует движение на местах, постоянно ведёт мониторинг состояния дорожной инфраструктуры, выполняет мелкие ремонты инфраструктуры, изучает движение на месте, участвует в оформлении ДТП, является важным элементом системы реагирования городских служб в чрезвычайных ситуациях.

1027675.jpg

Отличительной чертой Дорожного патруля ЦОДД является постоянная помощь водителям на системной основе. Это и буксировка неисправных автомобилей, и запуск двигателя, и помощь при проколах шин, и оформление европротоколов, и многое другое. Только за 2018 год была оказана помощь более чем 20 тысячам водителей. Это крайне важно, ведь вынужденная остановка на скоростной трассе имеет целый ряд негативных последствий — растет вероятность ДТП, а также увеличиваются заторы на дорогах! Помощь одному водителю увеличивает пропускную способность всей дороги. Помогая конкретному человеку, Дорожный патруль помогает всему городу.

Дорожный патруль не мог бы быть столь эффективен без опоры на информационные технологии. Методика работы Дорожного патруля основана на постоянном обмене информацией с Ситуационным центром. С помощью специализированного приложения патрульные передают текстовые, фото- и видеоматериалы с места события. Это позволяет полностью держать обстановку под контролем и принимать наиболее взвешенные решения. Активно используется мобильная связь и радиосвязь: каждый патрульный имеет личную рацию.

Отличительной чертой методики работы Ситуационного центра является и полный аудит абсолютно всех действий. Это позволяет не только повысить ответственность каждого сотрудника, но и создать уникальную базу знаний, которая непрерывно пополняется, буквально ежеминутно, новыми данными. База знаний, в свою очередь, позволяет производить анализ работы сотрудников, выработку более эффективных решений и эффективно распространять новые знания среди всех сотрудников.

Кроме того, в Ситуационном центре ведутся аналитические исследования, разрабатываются предложения для реорганизации движения, составляются регулярные отчёты для информирования руководства о состоянии движения, проблемах и предлагаемых решениях.

Контроль оборудования и управление ремонтами

ЦОДД отвечает за огромное количество технического оборудования на дороге — за светофоры, дорожные табло, детекторы, линии связи, видеокамеры, а также за дорожные знаки. Это сложное и многосоставное хозяйство необходимо постоянно контролировать, обслуживать и чинить. Ситуационный центр в автоматическом режиме контролирует состояние оборудования, а также принимает заявки от граждан, собственных служб и государственных инспекций. Далее назначается задание ремонтной бригаде и контролируется его выполнение. За 2018 год Ситуационный центр обработал 279 тыс. заявок на техническое оборудование ИТС, дорожные знаки и изменение организации движения.

Гордость и предубеждения

Сегодня Ситуационный центр ЦОДД по праву является гордостью транспортного комплекса Москвы. Здесь собраны самые современные и инновационные технологии, постоянно идёт апробация новых решений, экспериментальные внедрения технологий, поиск новых способов решения тех или иных задач. ЦОДД с готовностью делится опытом и со своими коллегами по транспортному комплексу и с представителями других организаций, а также других городов и стран. В Ситуационный центр постоянно приезжают делегации и из российских городов, и из-за рубежа, чтобы взять лучшее из тех решений, что наработаны в Москве. Мы всегда готовы к сотрудничеству и также учитываем опыт других городов!

Все ли хорошо? Да, достигнут впечатляющий прогресс, но и проблемы, конечно, есть. Подчеркну: у нас в наличии много полезных и прорывных технологий, позволяющих делать движение более безопасным и комфортным, но процесс имплементации их в повседневную жизнь общества явно усложнен. В одних областях этому мешает дикая зарегулированность, в других — полная бесконтрольность и отсутствие законодательно разрешённых рычагов влияния. Устаревший подход к нормативной базе, разобщенность общества, нагнетаемая специально или непродуманными решениями напряженность между обществом и властью, коммерческие интересы, забывающие об общественном благе — всё это очень серьёзно вредит всем нам. И мы просто обязаны выйти на новый уровень.

Возврат к списку

Чтобы оставить комментарий - авторизуйтесь через