Интеллектуальные технологии Hikvision — повышенный уровень безопасности, качества и комфорта пассажирских перевозок

Рейтинг 0
Голубев Антон Николаевич
директор департамента управления проектами Hikvision

Цифровая трансформация транспортной отрасли

Согласно «Обзору тенденций развития транспорта и логистики в 2019 году», подготовленному экспертами аудиторской компании PwC, 68% руководителей транспортно-логистических компаний ожидают, что изменение основных технологий оказания услуг окажет прорывное влияние на их бизнес уже в ближайшие пять лет. Среди основных факторов трансформации транспортной отрасли респонденты исследования отмечают повсеместное развитие цифровизации в отрасли, а также технологические изменения в процессах, вызванных внедрением нового программного обеспечения и решений на основе искусственного интеллекта.

Untitled-1.jpg

С точки зрения развития городского общественного транспорта, по мнению участников опроса PwC, ключевыми технологиями в настоящее время выступают высокоразвитые интеллектуальные системы и решения в сфере интернета вещей (Internet of Things, IoT). Именно искусственный интеллект и IoT позволяют формировать и обрабатывать огромные массивы данных, которые можно использовать для создания интеллектуальной транспортной системы. Здесь огромную роль играют различные датчики, устанавливаемые непосредственно на транспорте, и системы передачи данных в мониторинговые центры, ключевая задача которых заключается, прежде всего, в повышении безопасности и скорости движения общественного транспорта, эффективной оценке и прогнозировании загруженности маршрутов и почасового пассажиропотока, а также создании комфортных условий для пассажиров.

Защита здоровья на борту

Стандартная система безопасности на общественном транспорте состоит из камер видеомониторинга, бортового видеорегистратора. Однако на фоне пандемии коронавирусной инфекции перевозчикам потребовались принципиально новые решения, чтобы обеспечить санитарную безопасность в пассажирских салонах автобусов, троллейбусов, трамваев и других видов городского общественного транспорта.

Пример таких решений — системы на базе тепловизионных технологий, позволяющие с высокой точностью измерять температуру проходящих мимо людей (один из основных симптомов COVID-19). Высокий спрос на тепловизионные решения стал главным драйвером технологического развития систем безопасности в первой половине 2020 года — уже во втором квартале на рынке стали появляться не только стационарные и мобильные термографические камеры для измерения температуры, но и биометрические терминалы контроля доступа с тепловизионным модулем. Именно на базе таких устройств для заказчиков из транспортной отрасли было разработано еще одно решение — мобильный терминал с функциями термометрии, детекции наличия/отсутствия защитной маски и — опционально — функцией распознавания лиц.
3_Risunki-UTV-curves-1.jpg

Терминал DS-MDH005-B предназначен для использования в автобусах (городских, корпоративных, школьных и т. д.), трамваях, троллейбусах, метро и других видах транспорта. Функции быстрого и бесконтактного измерения поверхностной температуры тела и детекции наличия или отсутствия защитной маски позволяют обеспечить необходимый уровень безопасности пассажиров в общественном транспорте и предотвратить возможное распространение заболевания. Как и другие тепловизионные решения для измерения температуры, разработанные инженерами Hikvision, терминал обладает высокими точностью (более 99%) и скоростью срабатывания (менее 1 секунды на человека), что особенно важно для обеспечения быстрой посадки пассажиров и соблюдения расписания движения. В случае выявления фактов повышенной температуры сработает тревожный сигнал у водителя и в едином мониторинговом центре. При детекции отсутствия защитной маски также сработает тревожное уведомление с напоминанием пассажиру о необходимости использовать СИЗ в общественных местах.

От ложных срабатываний систему защищают алгоритмы глубокого обучения, на базе которых работает видеоаналитика. С их помощью система способна выделять лица людей на фоне других предметов в кадре, поэтому терминал будет измерять температуру именно человека, а не других теплых/горячих объектов, которые могут быть в руках (например, горячий кофе, нагретый телефон и т. д.).

Терминал также собирает статистическую информацию: количество выявленных пассажиров с повышенной температурой и/или без защитной маски, время посадки каждого пассажира и скриншот изображения с камеры. Данные отчеты можно использовать не только в качестве доказательной базы в случае возникновения конфликтных или спорных ситуаций, но также для анализа общей ситуации в общественном транспорте, разработки дополнительных мер защиты и контроля за санитарно-эпидемиологической обстановкой.

Новый уровень комфорта пассажирских перевозок

Еще осенью 2019 года на Форуме инновационных финансовых технологий Finopolis Банк «Русский Стандарт» провел первый платеж при помощи биометрических данных пользователей, зарегистрированных в Единой биометрической системе. Чтобы оплатить чашку кофе, пользователю не нужно было ни банковской карты, ни даже смартфона. Только его собственное лицо. При выборе напитка камера сканировала лицо покупателя, сверяла его с данными из Единой биометрической системы и далее запускалась процедура оплаты. Именно такими футурологи и видят все платежи уже в ближайшем будущем. А вспышка COVID-19 только ускорила процесс распространения платежей с помощью биометрических технологий. Ведь такие платежи абсолютно бесконтактные.

Уже в феврале 2020 года стало известно, что многофункциональные центры по предоставлению государственных и муниципальных услуг наряду с банками получат право собирать изображения лиц и образцы голосов россиян, чтобы передать их в единую биометрическую систему. Минэкономразвития уже разработало соответствующие поправки.

Сегодня подобные технологии постепенно приходят и в транспортную отрасль, в частности — в сферу пассажирских перевозок. Поскольку мобильный терминал DS-MDH005-B поддерживает технологию распознавания лиц, с его помощью также можно проводить оплату проезда или проверку билетов.

Например, человек едет в электричке, потом пересаживается на метро или на автобус, и если при покупке билета он дал согласие на передачу своих данных в систему перевозчика, пассажиру не нужно несколько раз предъявлять проездной документ при пересадках — система уже будет его узнавать и пропускать. По аналогии с пилотным проектом банка «Русский стандарт» может осуществляться и оплата проезда в общественном транспорте. По сути — это постепенный переход на технологии будущего в транспортной отрасли и замена традиционных способов оплаты и проверки билетов. Такое решение существенно облегчает и ускоряет процесс посадки в транспорт. Функцию распознавания лиц также можно использовать для выявления преступников в транспорте — для этого терминал необходимо интегрировать с базами розыска. Таким образом, если в автобус зайдет человек, которого разыскивают, единый мониторинговый центр в режиме реального времени получит уведомление, а также скриншот, сделанный камерой терминала, время и место посадки, номер транспортного средства.

2_Risunki-UTV-curves-2.jpg

В настоящее время такой терминал проходит тестовые испытания на городском транспорте в Дубае и ряде других городов по всему миру не только как самостоятельное устройство, но и как один из элементов интеллектуальной транспортной системы. В России новая разработка уже была представлена нескольким крупным заказчикам из транспортной отрасли, которые проявили интерес к устройству. Сейчас ведется подготовка к проведению пилотных проектов.

Новый уровень ведения статистики

Также на фоне пандемии возросла потребность в ведении точного подсчета людей в помещениях. Счетчики для учета количества пассажиров применяются достаточно давно, их первое поколение использовало простую функцию видеоаналитики «пересечение линии», однако с развитием видеотехнологий не только производители, но и сами заказчики задумались о более точных решениях для ведения статистики. Особенной популярностью сегодня пользуется технология подсчета, основанная на бинокулярном стереовидении.

Суть бинокулярного стереовидения заключается в наблюдении за объектом с двух разных позиций, что дает возможность фиксировать смещение положения объекта на двух изображениях для получения геометрической проекции в трехмерном пространстве. По сравнению с 2D-моделированием, 3D-модель отличается повышенной точностью и лучшей адаптацией к окружающим условиям (освещение, высота установки, цвета и т. д.). Ниже представлена схема моделирования изображения в 3D.

Именно эта технология позволяет определять, в каком направлении двигается человек, и система подсчета фиксирует это как «вход» или «выход». Поэтому всех пассажиров можно считать буквально «по головам». На основе этой информации можно формировать данные о количестве пассажиров в текущий момент, фиксировать пики нагрузки, планировать расписание движения, принимать решения о выводе на линию дополнительных рейсов.

Технология включает в себя три основных функции: бинокулярное стереовидение, 3D-обнаружение и отслеживание, фильтр по высоте. Такой фильтр используется для повышения точности: если в транспорт зайдет человек с собакой или с чемоданом, бинокулярная камера учтет в статистике только человека.

4_stereo_tekhnologiya_podschyota_lyudej-5.jpg

Система подсчета на базе оборудования компании Hikvision в настоящее время устанавливается на объектах крупного федерального заказчика в РФ. На транспорте используются 3D-сенсоры для учета пассажиропотока, средний уровень точности показателей составляет более 98%. Особенное внимание в этом проекте уделяется гибкой конфигурации работы системы для ее использования в различных сценариях: например, подсчет людей в режиме реального времени, формирование статистики за выбранный период и выделение пиковых нагрузок. В данном проекте 3D-сенсоры интегрируются с внутренней бортовой сетью, которая используется на транспортных средствах перевозчика, поэтому данные о количестве пассажиров можно просматривать вместе с информацией, которую генерируют другие устройства и датчики, установленные на борту.

Заключение

Сегмент интеллектуальных транспортных систем стремительно развивается во всем мире. По оценкам аналитиков из консалтинговой компании Grand View Research, объем мирового рынка ИТС уже к 2024 году составит более $40 млрд. Развитие ИТС является неотъемлемой частью построения цифровых комплексов умного города, где на первые места выходит обеспечение не только безопасности, но и комфорта для горожан, в том числе в общественном городском транспорте. Внедрение автоматизированных систем управления пассажирским транспортом, а также мониторинга обстановки в салонах позволяет повысить эффективность работы сегмента пассажирских перевозок, увеличить привлекательность общественного транспорта для большего количества людей. Как результат это позволит снизить нагрузку на дорожные сети, оптимизировать транспортное движение в городе, обеспечить дополнительную защиту пассажиров, своевременно выявлять проблемные ситуации и разрабатывать эффективные меры для борьбы с распространением различных инфекций.

Возврат к списку