Беспилотникам дали зеленый свет

Рейтинг 0
2036
Яблоков Андрей Юрьевич
эксперт ICAO, руководитель проекта RUTM

RUTM: Зоны обслуживания

Система RUTM задумана как поэтапная работа по созданию географических зон, в которых осуществляется аэронавигационное либо информационное обслуживание совместных полетов беспилотной (БВС) и пилотируемой авиации (ПВС). Речь идет о технологически оборудованных территориях воздушного пространства РФ, где имеется потребность бизнеса осуществлять регулярные полеты БВС и ПВС или только БВС. Используемые технологии позволяют легко масштабировать зоны обслуживания.

Предполагается, что такие зоны будут расширяться в пространстве, сливаться и создавать большие сплошные зоны аэронавигационного обслуживания, в некоторых случаях соединенные коридорами для осуществления перелетов на большие расстояния.

Участники беспилотного воздушного движения

Основные пользователи системы RUTM — дистанционные пилоты БВС, пилоты ПВС, конечный бизнес и провайдер аэронавигационных услуг. Уже на первой фазе реализации проекта дистанционный пилот получит возможность спланировать миссию и полет, удаленно подать план полета и получить авторизацию на полет. Предполетная проверка плана полета будет выполняться автоматизировано с учетом рисков, наличия регистрации и лицензии, в соответствии с действующим законодательством РФ, стратегических конфликтов с другими воздушными судами.

В рамках эксплуатационной концепции ИКАО, помимо предупреждения конфликтов на стратегическом уровне, российская система организации воздушного движения для беспилотных авиационных систем, начиная с первой фазы, реализует также классическое эшелонирование — предупреждение конфликтов на тактическом уровне, соблюдение безопасных интервалов и предупреждение столкновений в воздухе в случае, если более ранние уровни избегания конфликтов по каким-то причинам не сработали.

В зависимости от класса воздушного пространства, планируется ввести и самоэшлонирование — возможность эшелонирования со стороны дистанционного пилота, включая рекомендации по соблюдению безопасных интервалов, и делегированное эшелонирование со стороны провайдера аэронавигационных услуг в лице диспетчера воздушного движения.

RUTM обеспечит предупреждение столкновений в воздухе и c объектами на земле на основе все тех же рекомендаций пилоту БВС на земле по горизонтальному и вертикальному маневрированию. В свою очередь, борт пилотируемого воздушного судна будет получать информационное обслуживание аналогично дистанционному пилоту БВС.

Но как обстоит дело с заинтересованными в проекте сторонами, которые не участвуют непосредственно в выполнении полета? К их числу, в первую очередь, относятся органы надзора и контроля, спасания, страхования, расследования происшествий. Система предоставит всем перечисленным органам полную и своевременную информацию, необходимую для осуществления своей профессиональной деятельности. Это все возможно благодаря уникальной архитектуре межсистемного и кроссплатформенного взаимодействия.

Полную версию статьи читайте в новом 12-м выпуске журнала (март 2020)

Возврат к списку