баннер Телеграм каналбаннер Телеграм канал

Национальная сеть интеллектуальных транспортных систем

Рейтинг 4
Михаил Белов
заместитель начальника управления интеллектуальных транспортных систем ФАУ «РОСДОРНИИ»

Развитие интеллектуальной дорожной инфраструктуры, информационных технологий и систем связи, внедрение подключенных и автоматизированных транспортных средств могут в ближайшие годы серьезно изменить мобильность. «Беспилотники» уже начали тестировать на дорогах общего пользования. Для перехода от этапа тестирования к этапу коммерческого использования необходимо, чтобы новые услуги и системы были совместимыми как внутри Российской Федерации, так и при пересечении границ страны. Формирование национальной сети интеллектуальных транспортных систем позволит на системном уровне решить эту непростую задачу. О создании национальной сети ИТС рассказал заместитель начальника управления интеллектуальных транспортных систем ФАУ «РОСДОРНИИ» Михаил Белов.

Об интеллектуальных транспортных системах

Говорить о национальной сети интеллектуальных транспортных систем невозможно без того, чтобы не сказать несколько слов о самих интеллектуальных транспортных системах. В основе любой интеллектуальной транспортной системы лежит сеть передачи данных. Без надёжной связи невозможно обеспечить ни управление периферийным оборудованием, ни сбор информации, необходимой для принятия необходимых управленческих решений. Связь позволяет обеспечить не только сбор информации, но и управление светофорными объектами, табло переменой информации и другими компонентами инструментальных ИТС.

Фото-главная-и-на-главную-статья-НацСетьИТС.jpg

Более высокий уровень в архитектуре ИТС занимают инструментальные и комплексные подсистемы, позволяющие консолидировать информацию, поступающую от периферийного оборудования (скажем от станций метеомониторинга, датчиков интенсивности транспортного потока), сохранить эту информацию и обеспечить её анализ. Но отдельно взятая инструментальная подсистема ИТС физически не способна обеспечить решение всех задач, связанных с управлением дорожным движением. И даже если перейти к комплексным подсистемам ИТС, то и они решают локальные задачи: например комплексная подсистема управления транспортными потоками может включать в себя несколько инструментальных подсистем (светофорного управления, мониторинга параметров транспортного потока, пополосного управления, обеспечения приоритета движения транспортных средств). При этом необходимо понимать, что только комплексных подсистем в составе ИТС может быть до десяти, а инструментальных — существенно больше. И, в соответствии с архитектурой построения ИТС одна инструментальная подсистема может быть включена в различные комплексные подсистемы.

Решением, позволяющим обеспечить интеграцию данных, собираемых различными подсистемами ИТС, их хранение и обработку является интеграционная платформа интеллектуальной транспортной системы. Именно на этом этапе интеллектуальная транспортная система городской агломерации или субъекта Российской Федерации начинает быть по настоящему интеллектуальной, обеспечивая весь широкий функционал, ради которого создаётся ИТС — от агрегирования и обработки текущих и ретроспективных данных, визуализации текущего состояния транспортной системы и корректировки работы подсистем ИТС до определения режима функционирования транспортной системы и управления транспортной системой.

В рамках отдельной интеллектуальной транспортной системы все получается достаточно стройно и гармонично. Но если взглянуть на текущую ситуацию несколько шире, настроение испортится. Сейчас в Российской Федерации существуют интеллектуальные транспортные системы городских агломераций, интеллектуальные транспортные системы субъектов Российской Федерации, интеллектуальные транспортные системы на федеральных дорогах, за строительство и эксплуатацию которых отвечает Федеральное дорожное агентство, и интеллектуальные транспортные системы на федеральных дорогах, за строительство и эксплуатацию которых отвечает государственная компания «Российские автомобильные дороги». Создание и развитие этих систем, как правило, осуществляется автономно, без какой-либо оглядки на те технологии и подходы, которые реализуются в соседнем регионе или на участке федеральной трассы, проходящей по территории субъекта Российской Федерации.

Фото-статья-НацСетьИТС-2.jpg

С сожалением необходимо констатировать и полное отсутствие желания делиться информацией, собираемой в ходе функционирования ИТС, принадлежащих разным владельцам. Порой ситуация становится просто абсурдной: оказывается дешевле, проще и быстрее построить собственную станцию метеомониторинга, чем пытаться получить необходимую информацию от такой же станции, находящейся неподалёку, но функционирующей в составе другой ИТС.

Следующим шагом на пути развития интеллектуальных транспортных систем является создание кооперативных интеллектуальных транспортных систем, которые не ограничены только задачей управления транспортными потоками, они включают в себя такие компоненты, как динамическую цифровую карту дорожного движения и собственно само высокоавтоматизированное транспортное средство. Взаимодействие между интеллектуальной транспортной системой и высокоавтоматизированным транспортным средством существенно повышает безопасность дорожного движения, поскольку оно помогает водителю принять правильное решение и адаптироваться к дорожно-транспортной ситуации. В свою очередь подобный шаг предполагает значительную работу по стандартизации интерфейсов взаимодействия между ИТС и бортовым устройством автомобиля. И если вернуться немного назад, то, в условиях формирования по своей сути автономных ИТС в каждом из субъектов Российской Федерации представляется практически невозможным обеспечить комфортное пользование сервисами интеллектуальной дорожной инфраструктуры. Возможных решений всего два: или возложить бремя решения на конечного пользователя — владельца или водителя транспортного средства, или обеспечить интероперабельность интеллектуальных транспортных систем на уровне реализации государственной политики. В первом случае получится неэффективное и небезопасное решение.

Если выбирать второй путь, а именно это решение выбрали страны ЕС, то необходимо уже сейчас начинать самую активную деятельность по созданию национальной сети интеллектуальных транспортных систем.

Так что же такое национальная сеть интеллектуальных транспортных систем, решение каких задач она должна обеспечить, как и на каких принципах она должна быть построена, какие элементы должна содержать?

Национальная сеть интеллектуальных транспортных систем на автомобильных дорогах общего пользования — это территориально-распределенная система, состоящая из взаимосвязанных элементов информационно-технологического, организационного, методологического, кадрового, нормативно-правового и нормативно-технического характера, объединяющая действующие и создаваемые по единым правилам интеллектуальные транспортные системы в единую сеть с оптимизированной топологией и единым планом развития.

Основной целью создания национальной сети ИТС являются:

  • повышение пространственной связанности и транспортной доступности территорий, производственных, коммерческих и деловых центров, существующих и перспективных минерально-сырьевых центров, а также рынков сбыта, в том числе экспортных;
  • реализация географического преимущества и транзитного потенциала страны через интеграцию в мировые транспортные цепочки, в том числе в рамках ЕАЭС;
  • повышение качества транспортных услуг в части комфортности и безопасности перевозок, с минимизацией негативного воздействия на окружающую среду при сохранении приемлемых тарифов;
  • повышение скорости и предсказуемости движения грузов, надежности транспортных связей.
  • Достижение указанных целей будет осуществляться за счет решения задач по формированию единых нормативных правовых, методологических, информационно-технологических, организационных и кадровых механизмов создания, развития и обеспечения функционирования национальной сети ИТС посредством:
  • унификации требований к оборудованию, технологиям и комплексным технологическим решениям в сфере ИТС в целях обеспечения возможности их «бесшовной» интеграции как на межрегиональном, так и на межгосударственном уровнях;
  • технологического и информационного сопряжения ИТС, функционирующих на автомобильных дорогах общего пользования, и обеспечения их функциональной совместимости на основе единства требований к открытой архитектуре ИТС, протоколам информационно-телекоммуникационного взаимодействия, организации сбора, обработки и хранения информации в базах данных;
  • формирования федеральной платформы национальной сети ИТС, реализующей функции сбора и анализа сведений о функционировании национальной сети ИТС и входящих в её состав отдельных технологических элементов, «бесшовную» интеграцию ИТС на межрегиональном и межгосударственном уровнях и информационную поддержку управленческих решений по вопросам функционирования и развития дорожно-транспортного комплекса Российской Федерации;
  • формирования условий для разработки единой эталонной линейки цифровых сервисов (электронных услуг), обеспечения доступности и гарантированности их использования из любой точки входа в национальную сеть ИТС;
  • формирования системы поддержки и развития цифровых компетенций в дорожно-транспортном комплексе и подготовки пользователей и профильных специалистов в сфере ИТС;
  • создания центра компетенции и тестовых зон ИТС в целях обеспечения научно-технической и экспертно-методической поддержки процессов формирования и функционирования национальной сети ИТС, внедрения её отдельных элементов и организации апробации оборудования, технологий и комплексных технологических решений в сфере ИТС, включая проведение испытаний и подготовку предложений по использованию конкурентоспособных отечественных технологий в импортозависимых сегментах ИТС, экспериментальную отработку технических и технологических подходов и решений, предусматриваемых проектами предварительных национальных стандартов, проведение аудита ИТС, включаемых в состав национальной сети ИТС, в целях оценки уровня их зрелости и соответствия установленным требованиям, правилам и действующим национальным стандартам.

Создание и обеспечение функционирования национальной сети ИТС основывается на следующих принципах:

  • соблюдение прав и законных интересов владельцев ИТС, входящих в состав национальной сети ИТС, принципов невмешательства в их хозяйственную деятельность и обеспечения безопасности ресурсов и инфраструктуры присоединяемых ИТС;
  • единство и регламентация механизмов взаимодействия участников национальной сети ИТС в области создания, развития и обеспечения функционирования ИТС на автомобильных дорогах общего пользования;
  • унификация требований по планированию, проектированию, разработке, внедрению, мониторингу, эксплуатации и совершенствованию ИТС, внедряемых на автомобильных дорогах общего пользования как элементов национальной сети ИТС;
  • обеспечение безопасности функционирования элементов национальной сети ИТС в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации в сфере информационной безопасности, включая требования в области защиты персональных данных и объектов критической информационной инфраструктуры;
  • единый механизм присоединения ИТС к национальной сети ИТС на основе правил и типового договора присоединения, предусматривающих использование инструментов интеграции на сетевом, программном и информационном уровне федеральной платформы национальной сети ИТС и интеграционных платформ ИТС при условии сохранения их внутренней функциональной и технологической независимости;
  • контроль качества и устойчивости функционирования элементов национальной сети ИТС, резервирование критически важных компонентов ИТС и оперативное восстановление их работоспособности в случае возникновения сбоев;
  • обеспечение надежности, непрерывности и доступности предоставления цифровых сервисов и услуг национальной сети ИТС, для конечного пользователя (бенефициара)
  • возможностью использования единой точки входа и унифицированных пользовательских интерфейсов;
  • преемственность и совместимость с реализуемыми в Российской Федерации государственными ИТ-проектами и создаваемыми цифровыми инфраструктурными платформами, такими как «Умный город», «Безопасный город», инфраструктура «электронного правительства», включая ЕСИА, СМЭВ и аккредитованные удостоверяющие центры, и с инновационными решениями в сфере цифровизации транспортного комплекса и других отраслей экономики Российской Федерации.

Национальную сеть интеллектуальных транспортных систем удобно разделить на две взаимодополняющие составляющие — технологические и обеспечивающие сегменты.

В обеспечивающий сегмент входят четыре элемента:

  • нормативное регулирование в сфере ИТС;
  • центр компетенции в сфере ИТС;
  • тестовые зоны ИТС;
  • кадровое обеспечение в сфере ИТС.

В технологический сегмент национальной сети ИТС также входят четыре элемента:

  • Федеральная платформа национальной сети ИТС;
  • интеллектуальные транспортные системы;
  • коммуникационная среда национальной сети ИТС;
  • обеспечение информационной безопасности и надёжности функционирования национальной сети ИТС и входящих в её состав технологических элементов.

Дальше остановимся на каждом из этих элементов.

Обеспечивающие элементы национальной сети ИТС

Нормативное регулирование в сфере ИТС

Обеспечивающий элемент «Нормативное регулирование в сфере ИТС» представляет совокупность нормативных правовых, нормативно-технических, организационных, методологических документов, правил, требований, рекомендаций и национальных стандартов, регулирующих отношения органов и организаций государственного сектора, юридических и физических лиц в сфере ИТС, а также обеспечивающих деятельность участников национальной сети ИТС в обозначенной сфере.

Формирование нормативных правовых, нормативно-технических и методологических основ создания и обеспечения функционирования национальной сети ИТС должно быть обеспечено, в том числе, посредством принятия новых законодательных актов и(или) внесения изменений в действующее законодательство Российской Федерации в сфере дорожной деятельности и безопасности дорожного движения, страхования рисков и гражданской ответственности, технического регулирования, включая технические регламенты безопасности автомобильных дорог и колесных транспортных средств Таможенного союза, а также разработки подзаконных нормативных правовых актов, регламентирующих вопросы создания, развития и функционирования национальной сети ИТС, обязательств Российской Федерации, принятых в рамках межправительственных соглашений в отношении деятельности, связанной с обеспечением функционирования международных транспортных коридоров, и иные вопросы в обозначенной сфере.

Определение и правовое закрепление базовых принципов присоединения ИТС, функционирующих на автомобильных дорогах общего пользования, к национальной сети ИТС, является наиболее актуальной по приоритетности задачей в части нормативного правового регулирования вопросов формирования национальной сети ИТС и одним из основных базовых документов, регулирующих и обеспечивающих процесс формирования национальной сети ИТС.

Присоединение ИТС к национальной сети ИТС и их взаимодействие в составе национальной сети ИТС должно осуществляться с соблюдением требований, устанавливаемых правилами, утверждаемыми Правительством Российской Федерации, на основании договора о присоединении ИТС к национальной сети ИТС (далее — договор о присоединении), заключенного между оператором федеральной платформы национальной сети ИТС и оператором (собственником) ИТС на автомобильных дорогах общего пользования.

Правила должны определять порядок присоединения ИТС к национальной сети ИТС и их взаимодействия с федеральной платформой национальной сети ИТС и другими ИТС, входящими в состав национальной сети ИТС, а также существенные условия присоединения и внутрисетевого и внешнего взаимодействия.

Договор о присоединении должен устанавливать права и обязанности оператора федеральной платформы национальной сети ИТС и операторов ИТС при присоединении ИТС к национальной сети ИТС и их дальнейшем взаимодействии, условия присоединения ИТС к национальной сети ИТС и их взаимодействия в унифицированных форматах.

Максимально высокий приоритет реализации в области технического регулирования создания и развития национальной сети ИТС должна иметь Перспективная программа стандартизации в сфере ИТС, предусматривающая подготовку проектов национальных стандартов, методик, регламентов, их гармонизацию с международными стандартами и техническими рекомендациями международных организаций в сфере ИТС.

Центр компетенции национальной сети ИТС

Обеспечивающий элемент «Центр компетенции национальной сети ИТС» создается для осуществления научно-технической и экспертно-методологической поддержки работ по созданию, развитию и обеспечению функционирования национальной сети ИТС и входящих в её состав обеспечивающих и технологических элементов и должен выполнять следующие функции:

  • подготовка предложений и проектов документов нормативного правового, нормативно-технического, методологического и информационно-технологического характера, включая проекты требований, правил и рекомендаций для участников национальной сети ИТС по вопросам создания, развития и функционирования национальной сети ИТС и входящих в неё элементов;
  • формирование необходимых исследовательских компетенций, разработка специализированных электронных программ и курсов дистанционного обучения в области ИТС, проведение информационно-разъяснительной и консультационно-методической работы на протяжении всего процесса создания и функционирования национальной сети ИТС;
  • организация на базе тестовых зон ИТС апробации технических и технологических решений в сфере ИТС на соответствие требованиям национальных стандартов, подготовка предложений по актуализации действующих и разработке новых национальных стандартов, формирование реестра оборудования, технологий и комплексных технологических решений в сфере ИТС, рекомендованных к применению;
  • организация и проведение работ по анализу, планированию, мониторингу и экспертизе отдельных мероприятий и проектов, реализуемых в сфере ИТС в субъектах Российской Федерации и на федеральных дорогах общего пользования в рамках формирования и развития национальной сети ИТС, в том числе мониторинг и анализ инцидентов, возникающих в ходе создания и(или) обеспечения функционирования национальной сети ИТС;
  • обеспечение межгосударственного взаимодействия по вопросам нормативного правового и нормативно-технического регулирования в сфере развития ИТС и внедрения высокоавтоматизированных и полностью автоматизированных транспортных средств, включая вопросы гармонизации национальных стандартов, интероперабельности используемых оборудования и технологий при создании ИТС, и решений в сфере кибербезопасности ИТС и платформы ИТС-ВАТС, а также по вопросам организационной, правовой и информационно-технологической поддержки инфраструктуры межгосударственных транспортных коридоров;
  • выполнение экспертно-аналитических работ в области перспективного развития ИТС, высокоавтоматизированных и полностью автоматизированных транспортных средств, подготовка аналитических и прогнозных материалов по ключевым тематикам.

Тестовые зоны ИТС

Обеспечивающий элемент «Тестовые зоны ИТС» —это интегрированный комплекс исследовательских лабораторий, участков дорог общего пользования, частных автомобильных дорог общего и необщего пользования, сооружений, зданий и устройств, цифровых сервисных и эталонных платформ, дающий возможность проводить необходимые виды профильных и комплексных испытаний функционально- технологических элементов интеллектуальных транспортных систем и их взаимодействия, в том числе, в формате платформы ИТС-ВАТС, включая применяемые для их создания аппаратно-программные решения и специализированное периферийное оборудование, в условиях, гарантирующих сопоставимость результатов, полученных в разное время и обеспечивающих отсутствие помех и безопасность испытаний

Фото-статья-НацСетьИТС-5.jpg

Целью создания тестовых зон ИТС является научно-техническая и экспериментально-технологическая поддержка процессов разработки и формирования нормативно-технического и методологического обеспечения в сфере развития ИТС и взаимодействия интеллектуальной дорожно-транспортной инфраструктуры с высокоавтоматизированными и полностью автоматизированными транспортными средствами.

Возможности тестовых зон ИТС должны использоваться в механизме реализации пилотных проектов в сфере ИТС совместно с зонами опытной эксплуатации внедряемых технологий и комплексных технологических решений ИТС в целях снижения проектных рисков и повышения эффективности реализации проектов внедрения.

Кадровое обеспечение в сфере ИТС

Обеспечивающий элемент «Кадровое обеспечение в сфере ИТС» — это комплексная система обучения/профессиональной переподготовки, в том числе в дистанционном формате, пользователей и профильных специалистов в сфере создания, использования и обеспечения функционирования ИТС.

Развитие кадрового потенциала необходимо как для дорожно-транспортного комплекса, так и в автомобилестроении, с учетом предусмотренных к реализации в составе ИТС решений в части обеспечения безопасного движения высокоавтоматизированных и полностью автоматизированных транспортных средств по автомобильным дорогам общего пользования.

Фото-статья-НацСетьИТС-4.jpg

С учетом роста активности работ по цифровизации транспортного комплекса Российской Федерации, в рамках данного направления должны быть предусмотрены и реализованы мероприятия, обеспечивающие комплексную базовую «цифровую» подготовку, включая сферу ИТС, пользователей и специалистов дорожной отрасли по следующим примерным тематикам:

  • формирование базы знаний в сфере цифровых технологий, ориентированных на использование в составе ИТС дорожно-транспортного комплекса;
  • создание виртуальных учебных площадок на базе тестовых зон ИТС и(или) функционирующих в режиме промышленной эксплуатации ИТС для проведения практического курса обучения пользователей и профильных специалистов в целях получения практических навыков работы в среде ИТС;
  • формирование системы взаимодействия с учебными заведениями для подготовки кадров по специальностям, необходимым для формирования национальной сети ИТС, разработка программ обучения и систем мотивации специалистов для привлечения на работу в дорожно-транспортный комплекс по направлению ИТС;
  • развитие системы непрерывного, дополнительного образования работников дорожно-транспортного комплекса, а также субсидирование прохождения профильными специалистами программ переподготовки и повышения квалификации, формирование продвинутых цифровых навыков профильных специалистов по направлению ИТС.

Выполнение данных мероприятий позволит существенно снизить существующий в настоящее время, особенно в субъектах Российской Федерации, кадровый дефицит и обеспечить эффективную кадровую поддержку цифровой трансформации дорожно-транспортного комплекса.

Технологические элементы национальной сети ИТС

Федеральная платформа национальной сети ИТС

Технологический элемент «Федеральная платформа национальной сети ИТС» — это цифровая платформа, реализованная как открытая аппаратно-программная среда, которая обеспечивает интеграцию технологических элементов национальной сети ИТС, их данные, сервисы и ресурсы в единую сетевую модель и выполняет роль интеллектуального ядра распределенных процессов управления, гарантируя архитектурное единство и совместимость (интероперабельность) технологических элементов национальной сети ИТС.

Главные задачи федеральной платформы национальной сети ИТС заключаются в следующем

  • обеспечить формирование единой информационной и семантической среды, унификацию интерфейсов доступа, совместимость технологических элементов национальной сети ИТС по форматам взаимодействия;
  • обеспечить кооперацию и координацию функционирования и информационно-технологического взаимодействия в режиме реального времени ИТС федеральных автомобильных дорог общего пользования и ИТС субъектов Российской Федерации, по территории которых проходят федеральные автомобильные дороги общего пользования;
  • обеспечить формирование условий для разработки и поддержки базовых цифровых сервисов — системных, прикладных и сервисов доступа — для поддержки сетевой коммуникационной среды, решения прикладных задач в части статистической и аналитической обработки информации и организации внешнего информационного взаимодействия;
  • обеспечить выполнение требований действующего законодательства и подзаконных нормативных правовых актов Российской Федерации в сфере информационной безопасности при создании и функционировании федеральной платформы национальной сети ИТС;

При этом решаемые федеральной платформой национальной сети ИТС задачи не должны нарушать самостоятельность и автономность работы ИТС, входящих в состав национальной сети ИТС в качестве технологических элементов, и не должны затрагивать их внутреннюю структуру, функции, а также конфиденциальные данные и знания, формируемые в процессе работы.

Федеральная платформа национальной сети ИТС должна обеспечивать следующую базовую функциональность:

  • информационную поддержку принятия стратегических управленческих решений в дорожно-транспортной сфере на уровне Российской Федерации посредством аналитической обработки данных, получаемых от ИТС, включенных в состав национальной сети ИТС;
  • формирование сводной статистической отчетности и расчет прогнозных показателей функционирования и развития дорожно-транспортного комплекса Российской Федерации в части развития и эффективности интеллектуальной дорожно-транспортной инфраструктуры;
  • обеспечение межведомственного и межгосударственного информационно-телекоммуникационного взаимодействия национальной сети ИТС на уровне федеральной платформы национальной сети ИТС и на уровне ИТС, входящих в состав национальной сети ИТС;
  • предоставление справочной и мониторинговой информации об условиях дорожного движения, загруженности дорог, сведений, касающиеся организации мультимодальных перевозок и формирования транспортных логистических цепочек, включая информацию из динамической цифровой карты дорожного движения Российской Федерации;
  • обеспечение информационной поддержки безопасного движения ВАТС в зонах перехода ответственности операторов ИТС на территории Российской Федерации и в международных цифровых транспортных коридорах;
  • обеспечение онлайн-доступа к внешним источникам информации участников национальной сети ИТС, а также к облачным ресурсам и цифровым сервисам федеральной платформы национальной сети ИТС для внешних пользователей;
  • управление доступом к цифровым сервисам федеральной платформы национальной сети ИТС, включая разграничение доступа к отдельным данным, соблюдение иных ограничений, обусловленных политикой обеспечения информационной безопасности в соответствии с уровнем доступа участника национальной сети ИТС;
  • обеспечение возможности использования федеральной платформы национальной сети ИТС в качестве единой точки входа в национальную сеть ИТС;
  • обеспечение возможности идентификации, аутентификации и авторизации внешних пользователей и участников национальной сети ИТС с использованием ЕСИА и (или) сертификата ключа электронной подписи, в том числе для иностранных пользователей;
  • обеспечение возможности придания передаваемой информации юридической значимости с применением средств электронной подписи;
  • мониторинг и технологический контроль функционирования и безопасности технологических элементов национальной сети ИТС;
  • ведение модели национальной сети ИТС, включая описание состава, структуры и взаимосвязей элементов национальной сети ИТС, участников национальной сети ИТС, разработчиков и пользователей, обеспечение поддержки ретроспективы изменений и версионности модели;
  • реализация облачных решений в части интеграционной платформы и подсистем ИТС на ресурсах федеральной платформы национальной сети ИТС в целях оптимизации сроков и ресурсов реализации региональных проектов создания и развития ИТС;
  • создание публичных витрин данных, включая реестр оборудования, технологий и комплексных технологических решений, рекомендуемых к использованию при создании ИТС, и обеспечение открытого доступа к ним.

Интеллектуальные транспортные системы

В состав технологического элемента «Интеллектуальные транспортные системы» входят ИТС федеральных автомобильных дорог общего пользования и ИТС субъектов Российской Федерации (включая ИТС городских агломераций).

Присоединение региональной ИТС или ИТС федеральной автомобильной дороги общего пользования к национальной сети ИТС должно осуществляться в соответствии с Правилами присоединения посредством использования специального шлюза, обеспечивающего привязку интеграционной платформы ИТС к федеральной платформе национальной сети ИТС и коммуникационной среде национальной сети ИТС с учетом требований по информационной безопасности и совместимости.

Коммуникационная среда национальной сети ИТС

Технологический элемент «Коммуникационная среда национальной сети ИТС» — это аппаратно-программные средства информационно-телекоммуникационной инфраструктуры и обеспечения информационной безопасности национальной сети ИТС, осуществляющие внутрисетевой обмен данными и взаимодействие с внешней средой.

Наиболее высокие требования в части безопасности, надежности и скорости передачи информации предъявляются к характеристикам коммуникационной среды ИТС, обеспечивающей обмен данными с периферийным оборудованием и ВАТС в процессе его движения. Данная коммуникационная среда должна отвечать и другим требованиям, учитывая неограниченное количество взаимодействующих субъектов и высокую загрузку трафика в единицу времени, что требует создания собственной высокоскоростной и высоконадежной коммуникационной среды.

Фото-статья-НацСетьИТС-1.jpg

Коммуникационная среда, обеспечивающая взаимодействие между технологическими элементами национальной сети ИТС (федеральная платформа национальной сети ИТС, ИТС субъектов Российской Федерации и ИТС федеральных автомобильных дорог общего пользования) и их взаимодействие с внешней средой, требования к характеристикам которой существенно ниже коммуникационной среды ИТС, должна строиться с учетом возможности применения услуг операторов связи.

В составе интегрированной коммуникационной среды ИТС используются услуги систем координатно-временного и навигационного обеспечения, включая спутниковые системы и станции дифференциальной корректировки сигнала ГНСС ГЛОНАСС, осуществляющие передачу телеметрических данных, используемых в цифровых сервисах и электронных услугах, предоставляемых ИТС.

Обеспечение информационной безопасности и надёжности функционирования национальной сети ИТС и входящих в её состав технологических элементов.

Информационная безопасность в ходе создания и функционирования национальной сети ИТС и входящих в её состав технологических элементов должна обеспечиваться:

  • в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации об информации, информационных технологиях и защите информации, о защите персональных данных и безопасности критической информационной инфраструктуры Российской Федерации;
  • в соответствии с требованиями, установленными ФСТЭК России, к защите информации, не составляющей государственную тайну, содержащейся в государственных информационных системах.

Защита информации с использованием криптографических (шифровальных) средств защиты информации должна обеспечиваться в соответствии с требованиями, установленными ФСБ России. Национальная сеть ИТС должна обеспечивать надежность и катастрофоустойчивость технологических элементов национальной сети ИТС, устойчивость их функционирования, хранение и обработку как общедоступной информации, так и информации ограниченного доступа. Обработка сведений, составляющих государственную тайну, в национальной сети ИТС не допускается.

Участники национальной сети ИТС.

В целях обеспечения комплексного подхода к реализации задач, связанных с созданием и обеспечением функционирования национальной сети ИТС, должна быть определена и реализована организационная структура управления процессом её создания и обеспечения функционирования, включающая в себя разные уровни управления, в том числе уровень стратегического управления, федеральный и региональный уровни.

Участниками национальной сети ИТС и правоотношений, возникающих в связи с созданием и функционированием национальной сети ИТС, должны являться:

  • органы и организации государственного сектора, наделенные полномочиями заказчика, координатора и регулятора формирования (создания) и функционирования национальной сети ИТС и(или) её отдельных элементов;
  • оператор федеральной платформы национальной сети ИТС и операторы ИТС, присоединенных к национальной сети ИТС в качестве её элементов;
  • органы и организации государственного сектора и (или) коммерческие организации, определенные в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации;
  • центр компетенции национальной сети ИТС, обеспечивающий научно-техническую, методологическую и экспертную поддержку процессов создания и обеспечения функционирования национальной сети ИТС;
  • собственники тестовых зон ИТС, обеспечивающие возможность проведения апробации технологий, необходимых для функционирования ИТС;
  • пользователи национальной сети ИТС, обладающие необходимыми технологическими возможностями и полномочиями по использованию ресурсов национальной сети ИТС.

Федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации на осуществление функций заказчика, регулятора и координатора формирования и функционирования национальной сети ИТС, обеспечивающего организацию деятельности заинтересованных федеральных органов исполнительной власти (Минпромторг России, МВД России, Минцифра России, Минэкономразвития России, Минфин России, Минобрнауки России, ФСБ России, ФСТЭК России, Росстандарт) и участников национальной сети ИТС по вопросам нормативного правового, нормативно-технического, методологического и информационно-технологического обеспечения создания, развития и функционирования национальной сети ИТС, включая принятие в рамках компетенции решений и утверждение, в рамках установленной компетенции требований, правил и рекомендаций по созданию федеральной платформы национальной сети ИТС и ИТС федеральных автомобильных дорог общего пользования и в субъектах Российской Федерации, их присоединению к национальной сети ИТС и организации их эксплуатации в составе национальной сети ИТС с учетом требований по информационной безопасности, является Министерство транспорта Российской Федерации.

На уровне ИТС федеральных автомобильных дорог общего пользования, присоединенных к национальной сети ИТС в качестве её элементов, функции заказчика, регулятора и координатора создания, развития и функционирования ИТС выполняют уполномоченные Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти и (или) организации государственного сектора в области создания и функционирования ИТС федеральных автомобильных дорог общего пользования (далее — уполномоченные органы в области создания и функционирования ИТС федеральных автомобильных дорог общего пользования).

На уровне ИТС субъектов Российской Федерации, присоединенных к национальной сети ИТС в качестве её элементов, функции заказчика, регулятора и координатора создания, развития и функционирования ИТС, выполняют уполномоченные в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области создания и функционирования региональных ИТС (далее — уполномоченные органы в области создания и функционирования ИТС субъектов Российской Федерации).

В соответствии с действующим законодательством Российской Федерации полномочиями Центра компетенции национальной сети ИТС наделяется организация, находящаяся в ведении Минтранса России и обладающая должным опытом в сфере ИТС.

Оператором федеральной платформы национальной сети ИТС, осуществляющим деятельность по ее эксплуатации, технической поддержке и безопасности, является федеральный орган исполнительной власти или организация, уполномоченный(ая) в порядке, установленном действующим законодательством Российской Федерации.

Оператором ИТС федеральных автомобильных дорог общего пользования в составе национальной сети ИТС, осуществляющим деятельность по её эксплуатации, технической поддержке и безопасности, является федеральный орган исполнительной власти и (или) организация, уполномоченные в порядке, установленном действующим законодательством Российской Федерации.

Оператором ИТС субъекта Российской Федерации в составе национальной сети ИТС, осуществляющим деятельность по ее эксплуатации, технической поддержке и безопасности, является орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или организация, уполномоченные в порядке, установленном действующим законодательством Российской Федерации.

Участниками, имеющими доступ к ресурсам национальной сети ИТС, являются пользователи национальной сети ИТС — физические и юридические лица, прошедшие процесс авторизации и использующие в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации в своей деятельности информационные ресурсы и цифровые сервисы национальной сети ИТС в установленном объеме на безвозмездной или коммерческой основе.

В результате развития интеллектуальной дорожной инфраструктуры, автомобилестроения, информационных технологий и систем связи, а также внедрения подключенных и автоматизированных транспортных средств мобильность в ближайшие двадцать лет изменится в большей степени, чем за последние сто лет. Дальнейшая автоматизация транспортных средств и достижения в области информационно-коммуникационных технологий открывают прекрасные возможности для улучшения управления транспортными потоками, обеспечения безопасности движения, экологичности транспорта и упрощения процесса перевозок в целом.

Правительство Российской Федерации с помощью целого ряда инициатив демонстрирует активную позицию в вопросах создания интеллектуальной дорожной инфраструктуры и создания высокоавтоматизированного и полностью автоматизированного транспорта. Подключенные и автоматизированные транспортные средства уже тестируются на дорогах общего пользования. Однако для перехода от этапа тестирования к этапу коммерческого использования необходимо, чтобы новые услуги и системы были совместимыми как внутри Российской Федерации, так и при пересечении границ Российской Федерации.

Формирование национальной сети интеллектуальных транспортных систем позволит на системном уровне решить эту непростую задачу.

Возврат к списку

Чтобы оставить комментарий - авторизуйтесь через