баннер Телеграм каналбаннер Телеграм канал

Цифровые транспортные системы – близкая реальность

Рейтинг 5
1998
Кириллова Алевтина Григорьевна
доктор технических наук, профессор, руководитель проекта по развитию цифровой логистики АО «Российский экспортный центр»

ИТС: Уважаемая Алевтина Григорьевна, на рынке транспортных услуг Вы известны как профессионал в сфере развития международных транспортных коридоров, интермодальных перевозок и логистики. Как Вы оцениваете сегодняшнее состояние рынка и его перспективное развитие?

А. К.: Сначала хотела бы отметить, что одними из основных задач Транспортной стратегии Российской Федерации до 2030 года* являются интеграция транспортной системы России в мировое транспортное пространство и реализация транзитного потенциала страны, включая решение следующих вопросов:

  • развитие технических и технологических параметров международных транспортных коридоров, обеспечивающих их конкурентоспособность на уровне мировых аналогов;
  • реализация законодательных и других государственных методов регулирования, обеспечивающих содействие увеличению доли участия российских транспортных организаций в перевозках экспортных и импортных грузов, а также грузов между третьими странами;
  • интеграция в международное транспортное пространство, в первую очередь в рамках Евразийского экономического сообщества и Шанхайской организации сотрудничества, включая формирование контейнерных мостов, развитие международного сотрудничества в области транспорта в других международных транспортных организациях и с другими торговыми партнерами России, расширение участия в системе международных соглашений и конвенций в области транспорта;
  • мотивирование создания национальных и интернациональных транспортных компаний, способных конкурировать с мировыми компаниями, расширение участия в крупных международных транспортных проектах.

Реализация этих задач требует развития международного сотрудничества в области транспорта, которое является инструментом реализации национальных интересов Российской Федерации, обеспечивая ее устойчивую и последовательную интеграцию в мировую хозяйственную систему. В ближайшие 20 лет международное сотрудничество в области транспорта должно содействовать интенсификации процессов региональной экономической интеграции, экспорту и продвижению российских товаров и услуг на мировые рынки, увеличению объемов и расширению географии въездного и выездного туризма, упрощению процедур пересечения границ, а также росту престижа Российской Федерации в международных организациях и расширению ее влияния на принимаемые в этих организациях решения.

1_Pej5cAyJxHvj91RJUvw5iQ.jpeg

Развитие технических и технологических параметров международных транспортных коридоров, обеспечивающих их конкурентоспособность на уровне мировых аналогов, требует выполнения комплекса мероприятий по мониторингу рынка экспорта транспортных услуг и изучению преимуществ основных внешних конкурентов.

При этом необходима также выработка комплекса мероприятий по улучшению технических и технологических параметров международных транспортных коридоров, включая вопросы взаимодействия с таможенными, пограничными и другими контрольными органами, планирования их развития и согласования в рамках международного сотрудничества по транспортным коридорам и развития интеллектуальных транспортных систем и цифровых технологий на железнодорожном транспорте.

ИТС: Есть ли необходимость сейчас более активного развития транспортной инфраструктуры, а также развития дорожного хозяйства с учетом его влияния на развитие логистики?

А. К.: В настоящее время большое стратегическое значение для эффективного развития сети международных коридоров имеет развитие железных дорог, так как именно железнодорожный транспорт является своеобразным связующим звеном единой экономической системы и обеспечивает стабильную деятельность промышленных предприятий и своевременный подвоз жизненно важных грузов в отдаленные уголки страны.

Современные тенденции развития российской и мировой экономик ставят перед холдингом «РЖД» новые задачи, решение которых должно внести существенный вклад в ускорение социально-экономического развития Российской Федерации, так и обеспечить устойчивое развитие Холдинга, повышение его международной конкурентоспособности, увеличение стоимости бизнеса.

Эти цели и задачи нашли свое отражение в «Стратегии развития железнодорожного транспорта на период до 2030 г.»*, где определены цели и задачи, ключевые приоритеты и проекты долгосрочного развития, дана оценка эффективности реализации представленных мероприятий для общества и акционеров.

Стратегическими целями на перспективу являются:

  • увеличение масштаба транспортного бизнеса;
  • повышение производственно-экономической эффективности;
  • повышение качества работы и безопасности перевозок;
  • глубокая интеграция в евро-азиатскую транспортную систему и др.

Стратегия, в частности, предусматривает строительство 5,1 тыс. км новых железных дорог на 1-м этапе и от 10,8 до 15,5 тыс. км, в зависимости от сценария — на втором этапе. В случае успешной реализации Стратегии общая протяжённость железных дорог России к 2030 г. может достичь примерно 103 −108 тыс. км.

Интенсивное развитие портовых мощностей в Северо-Западном регионе и на Юге России, а также увеличении объемов международной торговли приведет к росту объемов грузовых железнодорожных перевозок на подходах к Санкт-Петербургскому и Мурманскому железнодорожным узлам примерно в 1,5–2 раза, Северному Кавказу — в 2 раза. Освоение ресурсной базы Полярного Урала, северной части Ямало-Ненецкого автономного округа приведет к росту перевозок на выходах из Урала и подходах к нему примерно в 1,2–1,4 раза. Предполагается, что значение Кузбасса, как основного поставщика угля для внутренних нужд страны и на экспорт, будет способствовать росту железнодорожных перевозок примерно в 1,2–1,3 раза на выходах из Кузбасса на Запад и в 1,6 раза — на Восток.

Скорость доставки грузов по железнодорожным магистралям России к 2030 г. может возрасти примерно на 35% и по инновационному сценарию составит примерно 400 км в сутки.

Реализации положений Стратегии будет способствовать формированию условий для устойчивого социально-экономического развития России, в том числе за счет:

  • возрастания мобильности населения и оптимизации товаропотоков;
  • снижения совокупных транспортных издержек экономики;
  • повышения конкурентоспособности национальной экономики;
  • укрепления экономического суверенитета, национальной безопасности и обороноспособности страны;
  • обеспечения лидирующих позиций России на основе опережающего и инновационного развития железнодорожного транспорта, гармонично увязанного с развитием других отраслей экономики, видов транспорта и регионов страны

Вместе с тем, дорожное хозяйство Российской Федерации является также одним из важнейших элементов транспортной инфраструктуры, который обеспечивает гарантии граждан на свободу передвижения и обеспечивает свободное перемещение товаров и услуг. Наличие и состояние сети автодорог общего пользования способствует также обеспечению территориальной целостности и единства экономического пространства России.

При этом, дорожное хозяйство оказывает значительное положительное воздействие на экономическую ценность целого ряда ресурсов, прежде всего земельных, так как их стоимость резко возрастает после того, как к ним проложены автодороги, поскольку именно это дает возможность частным инвесторам эффективно использовать соответствующие территориальные ресурсы.

Учитывая тенденции социально-экономического развития страны, прогнозируется, что к 2025 г. численность парка автотранспортных средств возрастет до 67,3 млн. ед. (в 2,2 раза по сравнению с 2005 г.), а объем перевозок пассажиров легковыми автомобилями и автобусами увеличится до 46,4 млрд. чел. (в 1,7 раза по сравнению с 2005 г.).

Необходимо отметить, что автомобильный транспорт в последнее десятилетие прочно занял доминирующее положение в международных и внутрироссийских перевозках, причем кроме средних расстояний на 1500-2000 км, в том числе и на дальние расстояния в перевозках дорогих и скоропортящихся грузов.

281813_offset_comp_36799.jpg

Также автомобильные дороги стали активно вовлекаться в логистические транспортные процессы. Придорожные полосы застраиваются предприятиями, складскими учреждениями, грузовыми терминалами, которые требуют подъездов к ним. При этом, новый импульс развития получают железнодорожный и морской транспорт, так как например морские порты, имеющие ограниченные ресурсы развития инфраструктуры из-за близости городской застройки, получают возможность дальнейшего развития своих мощностей по хранению, обработке, дистрибуции грузов вне зоны порта в придорожной полосе магистральных дорог на подходах в так называемых сухих портах.

Стоит отметить конкретный пример реализации Правительством Санкт-Петербурга и Ленинградской области Стратегии развития транспортно-логистического комплекса Санкт-Петербурга, предусматривающей создание в зоне, прилегающей к Кольцевой автодороге кольца логистических терминалов и вытеснения в эти районы объектов терминально-складской инфраструктуры, расположенных в черте г. Санкт-Петербурга и на территории Ленинградской области.

ИТС: В последнее время много говорят о развитии интеллектуальных транспортных систем, цифровой логистики и блокчейн-систем на транспорте. Как Вы охарактеризуете эти разработки? Какие Вы видите перспективы от их внедрения в практическую транспортую работу?

А. К.: Одной из перспективных задач, требующих решения, стало более полное использование имеющейся информации об управляемых технологических процессах на транспорте. Сегодня уровень использования такой информации абсолютно недостаточен: контроль технологических процессов обеспечивается только на 30%, а уровень автоматизации этого процесса составляет лишь 20%. Значит, ключевая задача развития системы, в том числе с учетом использования новых технологий, состоит в устранении указанного несоответствия.

Необходимо формиоровать современные центры управления перевозками и логистикой, создавать ситуационные центры на базе имеющейся информации и осуществить переход от информационных к управляющим системам с использованием ранее неиспользовавшейся информации и контролем ее достоверности. Решение такой задачи требует развития информационных систем с учетом их зависимости от количества постановочных задач, разработки новых систем идентификации подвижного состава и оборудования и роста используемой информации практически в геометрической прогрессии.

Внедрение дорожных центров ситуационного управления позволит гибко реагировать на динамику транспортного рынка, осуществлять контроль состояния транспортной инфраструктуры, применять обоснованные управленческие решения в оперативной обстановке.

Еще одной важной задачей, которая возлагается на ситуационный центр, является последовательное создание единой системы безопасности. Комплексная информация, включающая видеозаписи с камер теленаблюдения, сводки оперативных служб и другие данные, позволит контролировать и анализировать обстановку, предупреждать возможность чрезвычайных ситуаций. А в случае возникновения ЧС оперативно оценивать обстановку и принимать правильное решение для их ликвидации. В перспективе в центре будет полная информация обо всех транспортных объектах, оснащенных системами контроля безопасности.

При этом, также видится необходимым разработка и внедрение в практику следующих интеллектуальных новаций:

  • использование единой системы цифрового профиля в системах автоматического мониторинга и обеспечения безопасности на транспорте,
  • применение цифрового профиля в системах управления пассажирским транспортом,
  • применение «умных контрактов» в системе грузовых перевозок,
  • развитие открытых API и обеспечение недискриминационного доступа к транспортной инфраструктуре,
  • проведение оптимизации пассажирских и грузовых перевозок за счет более широкого распространения Промышленного Интернета вещей (IoT).

Вместе с тем, при разработке систем применения IoT необходимо учитывать, что это последняя волна технологических изменений, которая сочетает в себе глобальный охват Интернета с новой возможностью контролирования окружающего физического мира, в том числе машин и механизмов, промышленных предприятий и инфраструктуры, которые определяют современный ландшафт промышленности и человеческой жизни. Все компоненты, запускаемых компаниями IoT систем — соединения, данные, устройства и процессы, должны быть полностью интегрированы и работать вместе. Как ожидается, компании станут больше интегрировать искусственный интеллект в процессы сбора данных и автоматизацию некоторых процессов.

Поиск и анализ данных приведет к созданию совершенно новых и уникальных алгоритмов. Компании будут определять, какую информацию они хотят получать от потребителей и создадут ориентированные на бренд алгоритмы для извлечения этих данных. Сбор данных в режиме реального времени — один из приоритетов. Потребители хотят получать ответы на все вопросы и доступ ко всему прямо сейчас, а не позже. Это означает, что компании должны иметь возможность получать и анализировать данные в режиме реального времени, чтобы реагировать соответствующим образом.

Тем не менее, подавляющее большинство организаций до сих пор пытаются определить возможные последствия влияния промышленного Интернета на их предприятия и отрасли. Для этих организаций возможные риски и проблемы до сих пор остаются непонятными.

Для того чтобы в полной мере реализовать потенциал промышленного Интернета, бизнесу и правительству необходимо будет преодолеть ряд крупных препятствий. Главным и определяющим среди них является безопасность и конфиденциальность данных, увеличение уязвимости к атакам, шпионаж и нарушения данных за счет роста подключения и всемерного обмена данными.

Организациям и предприятиям будут нужны новые механизмы кибербезопасности, охватывающие весь киберфизический слой, начиная с проверки подлинности на уровне устройства и различных приложений безопасности, заканчивая обеспечением моделей, устойчивости и реагирования на инциденты всей системы.

Другим важным препятствием является отсутствие взаимодействия между уже существующими системами, что значительно увеличивает сложность и стоимость развертывания новых технологий в промышленном Интернете. Операционные системы современных технологий работают в основном в ограниченном доступе. Однако, для полной функциональности цифровой экосистемы потребуется беспрепятственный обмен данными между машинами и другими физическими системами от разных производителей. Стремление к полной совместимости будет осложняться длительным сроком службы существующего промышленного оборудования, которое потребует дорогостоящей модернизации или замены для работы с новейшими технологиями.

Барьеры и риски включают также неопределенную окупаемость инвестиций в разработку новых технологий, незрелые или непроверенные технологии и отсутствие правил управления данными через географические границы. Преодоление этих проблем потребует инвестиций и согласования совместных действий между основными заинтересованными сторонами.

Стоит отметить, что в настоящее время в мировой практике Промышленный Интернет все еще находится на ранней стадии развития, напоминая обычный Интернет конца 1990-х годов. Большое внимание исследователей этого вопроса обращено на действия крупных компаний, таких как Cisco, GE, Huawei, и правительственных инициатив, как, например, при «Индустрии 4.0» в Германии и китайские стратегические инициативы.

В Европе немецкое правительство спонсирует «Индустрию 4.0», как многолетнюю стратегическую инициативу, объединяющую лидеров из государственного и частного сектора, а также из научных кругов для создания всеобъемлющего видения и плана действий по применению цифровых технологий в немецком промышленном секторе. Китай также недавно предложил свою стратегию по стимулированию внутренней интеграции цифровых технологий и индустриализации «Сделано в Китае 2025». Между немецким и китайским правительствами на высоком уровне ведутся переговоры о том, как две производственные электростанции могут работать вместе для ускорения реализации промышленного Интернета в их двух странах итд. Однако, оценить практические результаты пока не представляется возможным.

С точки зрения выгодности новаций Интернета Вещей для транспортной отрасли России, сперва необходимо оценить потребность отрасли в данных разработках и их проектном внедрении, принимая во внимание все вышеобозначенные риски и проблемы.

Для начала стоит отметить, что с точки зрения обеспечения национальной безопасности, отправка данных, собранных IoT-устройствами, за пределы страны может быть в определенных случаях недопустимой, так как эти устройства используют Интернет для связи, а Интернет охватывает территории всех государств на всех уровнях.

IoT-устройства могут собирать данные о физических лицах из одной юрисдикции и передавать эти данные для хранения и обработки в другую юрисдикцию, и при этом часто наблюдается нехватка или отсутствие технических барьеров. Это явление может быстро перерасти в юридическую проблему (например, если собранные данные были признаны персональными или конфиденциальными и подлежат защите в соответствии с законодательством нескольких юрисдикций).

Дело осложняется тем, что законодательство о защите данных в той юрисдикции, где находятся устройство и субъект персональных данных, может не соответствовать или противоречить законам страны, где данные хранятся и обрабатываются. Подобные ситуации являются проблемой транснациональных информационных потоков и ставят вопросы о законодательной базе, которая должна применяться при реализации данных потоковых алгоритмов.

Тем не менее, хочу отметить, что развитие ИТС позволяет выйти на качественно новый уровень создания систем с высокой надежностью и эффективностью функционирования, обеспечить приведение уровня качества транспортных услуг и безопасности перевозок на транспортных маршрутах России и в международных сообщениях в соответствие с требованиями населения и экономики, а также лучшими мировыми стандартами. Мир меняется быстро, и к нам приходят все новые цифровые технологии. Они уже окружают нас, их влияние на нашу жизнь с каждым годом ощущается все сильнее. Цифровые транспортные системы — это уже близкая реальность, хотим мы того или нет.

Необходимо также усилить взаимодействие и с другими транспортными системами. Сегодня клиенты не могут быть привязаны к какому-то одному виду сообщения, предпочитая выбирать более выгодные и быстрые маршруты, причем в электронных системах в режиме онлайн.

Цифровые технологии должны в целом способствовать развитию мультимодальных перевозок и грузов и пассажиров.

Это один из основных факторов повышения конкурентоспособности российских железных дорог в мировых масштабах, что даст нашим транспортникам, экспедиторам и логистам возможности привлечения дополнительных грузовых и пассажирских потоков на российскую транспортную систему и повышение качества транспортных услуг и логистического сервиса.

Возврат к списку

Чтобы оставить комментарий - авторизуйтесь через