баннер Телеграм каналбаннер Телеграм канал

В поле цифрового «Небосвода»

Рейтинг 5
3748
Яблоков Андрей Юрьевич
сотрудник «НИИ Аэронавигации» ФГУП «ГосНИИ ГА», руководитель рабочей группы «Применение дронов в Арктике» при Ассоциации «Цифровой транспорт и логистика», представитель РФ в ИКАО, эксперт RTCA и EUROCAE

Количество беспилотных воздушных судов стремительно растет во всем мире. По данным консалтингового агентства Arthur D Little, в России экосистема БВС к 2035 г. может вырасти до $6,4 млрд. США, что сопоставимо с текущим рынком гражданской авиационной, телекоммуникационной и медицинской техники, а к 2028 году мировой объем продаж БПЛА превысит 20 млн единиц.

Венчурные инвестиции в данном сегменте также растут: в 2010 году их объем оценивался в совокупности в $2 млн, а к 2019 году превысил $930 млн, что говорит не только об интересе инвесторов, но и об огромном потенциале беспилотного воздушного транспорта.

Необходимость создания и внедрения комплексной системы управления беспилотным авиатрафиком обусловлена несколькими факторами. В первую очередь, реализацией программ повышения городской аэромобильности путем решения проблем пробок и обеспечения возможности оперативной логистики. Во-вторых, зрелостью рынка услуг, когда воздушное пространство в больших городах должно выдерживать нагрузку в тысячи единовременно летающих беспилотников и бортов малой авиации. Широкий спектр применения дронов предполагает большое количество операторов и удаленных пилотов совершенно разного уровня подготовки. В новых реалиях для обеспечения безопасности и эффективности использования неба появляется система управления беспилотным воздушным движением — UTM (Unmanned Air Traffic Managemnet).

В России прототип UTM-системы разработан группой петербургских инженеров, обладающих опытом, культурой разработки и сертификации наземных и бортовых систем для управления воздушным движением. Продукт под названием «Небосвод» представляет собой информационно-коммуникационную платформу, позволяющую технически, технологически и процедурно обеспечить гибкую и безопасную интеграцию дронов. О специфике беспилотного авиатрафика в городских условиях, вызовах и решениях, а также о создании пилотной зоны для внедрения первой UTM в России рассказывает сотрудник «НИИ Аэронавигации» ФГУП «ГосНИИ ГА», руководитель рабочей группы «Применение дронов в Арктике» при Ассоциации «Цифровой транспорт и логистика», представитель РФ в ИКАО, эксперт RTCA и EUROCAE, Андрей Яблоков.

— Андрей Юрьевич, говоря о воздушном пространстве, рядовой обыватель представляет себе находящихся в небе самолетов. Но ведь это понятие гораздо шире. Кто и как может использовать воздушное пространство?

А. Я. Уже сегодня пилотируемые воздушные суда вынуждены делить небо с беспилотной авиацией, что свидетельствует о развитии городского воздушного движения с необходимостью гибкой интеграции дронов в воздушное пространство. Дроны уже давно эксплуатируются для нужд нефтегазовой промышленности, транспортной сферы, в поисково-спасательных операциях, в различных секторах АПК, в индустрии развлечений и здравоохранении.

В небе происходит цифровая трансформация традиционных механизмов организации воздушного движения и создание транспортной инфраструктуры по аналогии с наземным движением, но с учетом третьей координаты — в воздухе.

Данные преобразования предполагают строительство цифровых дорог, «умных» перекрестков, эстакад, вертипортов. Кстати, эти и многие другие вопросы мы активно обсуждаем и прорабатываем в рамках рабочей группы Ассоциации «Цифровой транспорт и логистика».

— Как сегодня организованы полеты в городских условиях?

А. Я. Очевидно, что сегодня назрела необходимость в ряде технических, технологических, процедурных и регуляторных решений, которые смогут позволить в равной степени сделать воздушное пространство доступным для всех. Цифровая платформа, свяжет пользователей ВП, провайдера, регулятора, специальные ведомства, заказчиков, страховые компании, и это коррелируется с повесткой Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ. С этой целью разрабатывается «Небосвод» — первая в России полноценная система UTM, использующая данные навигации и наблюдения, метеорологическую информацию, аэронавигационную информацию, геопространствнные данные. С другой стороны, «Небосвод» — это IT-разработка, представляющая собой распределенное облачное решение. Она позволяет обеспечивать бесконфликтное воздушное движение, предотвращая возможные столкновения летательных аппаратовв небе и информационную безопасность полетов (защиту каналов связи, устойчивость к кибератакам). «Небосвод» откроет возможности для эффективного оказания и госуслуг в электронном виде. Важной частью платформы является информирование пилотов любого уровня подготовки о возможности осуществления полетов, в том числе развлекательных дронов.

— Кто может зарегистрироваться в системе «Небосвод»?

А. Я. Пользователем UTM-системы «Небосвод» может стать любой желающий. Это и обыватель — владелец дрона, и коммерческие организации, предоставляющие услуги по авиационным работам, и крупные корпорации, имеющие свои парки БПЛА. Особенно востребована система будет логистическими и торговыми компаниями, занимающимися доставками грузов. В перспективе дроны будут актуальны и в области здравоохранения, учитывая новые реалии, с которыми столкнулось человечество в 2020 году. Пандемия коронавирусной инфекции внесла свои коррективы в повседневность. Сервисы по бесконтактной доставке медикаментов, средств индивидуальной защиты, образцов анализов стали важной частью обеспечения всеобщей безопасности.

— На какой стадии находится проект?

А. Я. В настоящее время подготовлен прототип системы и тестируется веб-приложение. Мы искали наиболее подходящую площадку для организации зоны пилотных полетов БПЛА за пределами прямой видимости, где можно было бы без ущерба безопасности опробовать внедрение UTM. Интерес к развитию городской аэромобильности проявили власти Санкт-Петербурга, одного из крупнейших драйверов российской экономики. Примечательно, что именно в аэропорту Санкт-Петербурга была установлена первая в стране цифровая система наблюдения за воздушным движением. И здесь же развернуто самое масштабное в мире поле наблюдения — около 1 миллиона квадратных километров. Наличие в мегаполисе развитой авиация общего назначения (АОН) позволяет в реальных условиях испытать UTM-систему «Небосвод» для дальнейшего последовательного внедрения в других городах.

nebosvod1.jpg

— Какие возможности открываются с внедрением UTM?

А. Я. Согласно российскому законодательству, большая часть воздушного пространства закрыта и требуются специальные разрешения на ее использование. «Небосвод» позволит расширить границы и упорядочить городское авиасообщение, а это новые возможности для развития бизнеса и экономического процветания. Сократится время согласования полетов, цифровой сервис будет делать это в автоматическом режиме. UTM-система — это комплексное решение, которое можно интегрировать в любую корпоративную среду. С другой стороны, как и в большой авиации, для городского авиатрафика сохраняется главный принцип — Safety First — безопасность превыше всего. «Небосвод» выстроит наиболее безопасные и эффективные маршруты для всех участников воздушного движения, предупредит о запретных зонах, конфликтах, погодных условиях. Другой принципиально важный аспект — обеспечение технологической независимости страны. «Небосвод» — это отечественное решение, которое станет основой для создания технологий интеграции малых БАС, полетов за пределами прямой радиовидимости, технологий предупреждения столкновений, технологий электронной идентификации.

— Когда планируется продемонстрировать первые результаты?

А. Я. В 2021 году начинается поэтапное разворачивание цифровой платформы «Небосвод» для обеспечения полетов БВС. Будут протестированы сервисы системы: автоматизированное планирование полетов, получение разрешений, информирование внешних пилотов и тактический деконфликтинг. Также планируется отработать сценарии применения беспилотников с моделированием до 1000 единовременно летающих дронов в небе над Санкт-Петербургом и Ленинградской областью.

nebosvod2.jpg

Возврат к списку