баннер Телеграм каналбаннер Телеграм канал

Цифровые горизонты

Рейтинг 4
1852
Поляков Александр Сергеевич
директор ГБУ «МосТрансПроект»

— МосТрансПроект является одним из частых гостей и участников международных выставок, транспортных форумов и саммитов. Расскажите о международном опыте цифровой трансформации транспортной отрасли. В чем мы обгоняем другие страны, а в чем отстаем от них?

А.П.: В декабре прошлого года меня избрали вице-президентом Международного союза общественного транспорта (МСОТ) и председателем Ассамблеи Евразийской секции МСОТ. При этом мы и раньше плотно занимались международной повесткой: у НИИ за 70 лет более 20 международных проектов.

Сейчас мы видим, что проекты, которые реализованы в Москве, востребованы и в других мировых мегаполисах. Так получилось, что у мировых столиц нет такого накопленного опыта налаживания работы транспорта в экстремальных условиях, который есть у Москвы.

В мире наблюдается глобальное изменение климата: в регионах, где зима традиционно была теплой, температура стала опускаться ниже своих среднегодовых значений. С одной стороны, это вопрос экологии. Но с другой стороны, погода затрагивает все сферы жизни. Яркий пример — зима в Европе в этом году. Понижение температуры и обильные осадки привели к коллапсу во многих городах.

Так, в Германии региональная баварская железнодорожная компания из-за непогоды была вынуждена полностью остановить свои поезда. В Греции снегопады спровоцировали сильные сбои в графике движения общественного транспорта, а в Австрии и Германии из-за нехватки снегоуборочной техники к расчистке дорог привлекли танки-экскаваторы. Из-за сложных погодных условий в Нидерландах национальный авиаперевозчик отменил 159 рейсов. В Америке —Висконсине и Канзасе — три человека погибли из-за снегопадов.

Климат в Москве, по исследованию Гидрометцентра, оказался самым суровым, по сравнению с другими европейскими мегаполисами, также в столице самые большие перепады температур от зимы к лету. Однако несмотря на сильные снегопады, которые принесли в столицу 40 % месячной нормы осадков, пригородные электрички следовали без отклонений от расписания, а наземный городской транспорт, метро и МЦК работали согласно графику без существенных сбоев. 

Transport-.jpg

Сейчас время, когда накопленный опыт Москвы по формированию устойчивых систем может быть использован далеко за ее пределами в других мировых городах.

Но при этом мы и сами готовы учиться у своих коллег. Мы изучаем, как европейские страны подходят к вопросам экологии и Mobility-as-a-Service («мобильность как услуга»).

В Москве также большую часть парка городского и частных перевозчиков составляют автобусы экологического класса «Евро-5», при этом в городе полностью запрещена эксплуатация автобусов экологических классов «Евро-2» и ниже. Помимо этого, с 1 января 2017 года грузовики с двигателями ниже класса «Евро-3» не могут въезжать на ТТК, а грузовики с двигателем ниже класса «Евро-2» — на МКАД.

Многие европейские города стимулируют переход на электрокары или отказ от личного транспорта в пользу общественного или альтернативных видов транспорта — велосипедов и самокатов. Москва также смотрит в эту сторону. В прошлом году в столице, например, значительно увеличили число городских точек, где можно арендовать велосипеды, также в городе запустили прокат электросамокатов.

Сейчас мы опережаем Европу, например, по созданию цифровых сервисов. В ноябре 2018 года МосТрансПроект стал обладателем престижной отраслевой премии ComNews Awards за разработку автоматизированной информационной системы Комплексная схема организации дорожного движения (АИС КСОДД). Иными словами, речь идет о «цифровом двойнике» карты Москвы, которая отображает информацию обо всех элементах дорожного движения, включая пешеходные переходы, выделенные полосы, дорожные знаки и т.д. К 2021 году планируется оцифровать весь город, включая светофоры, малые архитектурные формы, бордюры и т.д. Раньше эта информация хранилась только на бумажных носителях.

— Сегодня в Москве реализуется множество проектов, связанных с цифровой трансформацией транспортного комплекса. Есть ли те которые уже шагнули за пределы идеи и дорожной карты, которые уже приносят реальную пользу?

А.П.: Все наши проекты опираются на информационные технологии, но это довольно общее понятие. Например, мы проектируем маршрутную сеть с конца 2015 года. Сегодня в столице, включая Новую Москву, работает около 250 маршрутов новой модели пассажирских перевозок, которые были запроектированы нашим институтом.

Хочу подчеркнуть, мы не просто прокладываем маршрут — наша задача создать удобную маршрутную сеть для всех пассажиров. Здесь нам помогает матрица корреспонденций, которая складывается из данных валидаций билетов в городском транспорте. В каждый билет встроен чип. У него есть свой уникальный код, который указывается при проходе через турникет. Собранные данные мы объединяем с информацией о скорости движения и с расписанием. Благодаря этому можно определить самые востребованные маршруты.

— Как получилось, что МосТрансПроект работает за пределами Москвы? Какова региональная политика компании? Расскажите подробнее о проектах в Ульяновске, Орле, Махачкале, других городах России.

А.П.: С середины 2017 года Институт активно работает с регионами. Специально для них МосТрансПроект разработал пакетные предложения. В интерактивном режиме вы можете подобрать программу транспортного развития в зависимости от целей, населения и объема инвестиций.

В базовые предложения вошли такие работы, как комплексная схема организации дорожного движения (КСОДД), элементы ИТС, региональная навигационная интеллектуальная система (РНИС), проекты организации дорожного движения (ПОДД), разработка маршрутной сети. Все эти меры в комплексе позволяют существенно улучшить транспортную ситуацию, в том числе снизить аварийность и тяжесть последствий аварий. Также уменьшаются заторы. На текущий момент мы реализовали несколько контрактов для регионов.

Например, для Ульяновска МосТрансПроект разработал региональную навигационную информационную систему (РНИС). Она в режиме реального времени аккумулирует сведения о передвижении общественного транспорта, такси, спецтехники ЖКХ, дорожных служб и скорой помощи. С помощью этих данных в дальнейшем можно корректировать маршруты движения общественного транспорта, включая электротранспорт, который в Ульяновске перевозит почти половину пассажиров. Также институт разработал схему по оптимизации действующей маршрутной сети с использованием передового опыта Москвы.

Для Орловской области МосТрансПроект разработал правительственный портал «Обращаем внимание». Портал представляет собой интерактивную систему, позволяющую жителям обращаться в органы власти и контролировать выполнение городских работ. Также на портале размещена интерактивная карта с информацией обо всех объектах, на которых проводятся или запланированы ремонтные работы. В режиме реального времени можно найти, например, дом или двор. По каждому из них есть информация об этапах работ, подрядчике и сроках.

Также институт разработал предпроект по созданию «наземного метро» в Махачкале. Скоростной транспорт предлагается организовать на базе существующих железнодорожных линий таким образом, чтобы он соединил Махачкалу и Каспийск.

Во многих российских городах сейчас довольно остро стоит вопрос, связанный с пассажирскими перевозками. В Москве решение этой проблемы нашли три года назад, когда частных перевозчиков перевели на новую модель управления наземным городским пассажирским транспортом.

Вечерняя-Москва.jpg

Теперь все маршруты в столице работают по одной схеме с общей системой оплаты. Проезд в автобусах частных перевозчиков теперь можно оплатить с помощью карты «Тройка» по привычным тарифам или воспользоваться социальными льготами. Перевозки осуществляются на новых комфортабельных автобусах, которые адаптированы для маломобильных граждан. Транспорт следует строго по расписанию и с остановками в специально отведенных местах.

Возврат к списку

Чтобы оставить комментарий - авторизуйтесь через