баннер Телеграм каналбаннер Телеграм канал

Создание интеллектуальных транспортных систем нового поколения в Калужской области

Рейтинг 0
3759
Шапша Владислав Валерьевич
Губернатор Калужской области
3759
Голубев Михаил Леонидович
министр дорожного хозяйства Калужской области
3759
Кургузов Василий Борисович
начальник Управления ИТС ФАУ «РОСДОРНИИ»

В Калужской области активно развиваются автомобильный, фармацевтический, аграрный, туристический и IT-кластеры. Огромное внимание правительство области уделяет формированию современной транспортно-логистической инфраструктуры, ведь от успехов в этой сфере во многом зависит дальнейшее развитие предприятий, отраслей и всего региона.

Для успешного развития транспортно-логистического кластера регион располагает целым рядом преимуществ. Прежде всего, географическое: область граничит с Москвой и, обладая внушительным транзитным потенциалом, имеет все шансы стать ключевым логистическим центром всего ЦФО. Второе — надежные партнеры: регион сотрудничает с крупнейшими логистическими операторами: GEFCO, Green Logistics, Rhenus Logistics , «ТрансКонтейнер» и др. Третье — это четкая стратегия дальнейшего развития транспортно-логистического кластера. В области строятся мультимодальные транспортно-логистические терминалы, таможенные, складские комплексы, развивается автомобильная, железнодорожная, аэропортовая инфраструктура. В регионе реализуются уникальные в масштабах страны логистические проекты.

Один из таких проектов — мультимодальный терминально-логистический центр «ФРЕЙТ ВИЛЛАДЖ ВОРСИНО», который развивается с 2011 года. Уникальное месторасположение позволяет обеспечивать основной грузооборот Калужской области и перераспределять грузопотоки московского транспортного узла. «ФРЕЙТ ВИЛЛАДЖ ВОРСИНО» — это первый в России проект по созданию логистической инфраструктуры формата «грузовая деревня», который включает в себя производство, логистику (индустриальную недвижимость), транспортную и сервисную инфраструктуру.

Кроме того, один из приоритетов развития транспортно-логистического комплекса в Калужской области — совершенствование автодорог и дорожной сети в целом, включая развитие и внедрение интеллектуальных транспортных систем в регионе, телекоммуникационных систем. О цифровых технологиях в дорожной отрасли в Калужском регионе мы поговорили с Губернатором области Владиславом Шапшой.

— Владислав Валерьевич, развитие транспортно-логистической системы — приоритет для всех регионов. Расскажите, как развивается эта сфера в Калужской области?

В. Ш.: В нашем регионе транспортно-логистическая сфера развивается достаточно интенсивно по ряду объективных причин.

Во-первых, мы географически выгодно расположены относительно Москвы, в самом центре пресечения международных авто-, авиа- и ж/д маршрутов.

Дополнительным импульсом к развитию этой сферы стал приход в область крупнейших международных компаний. Локализация на территории региона российских производств Volkswagen, Volvo, Peugeot, Citroen, Mitsubishi, Samsung и др. привела к переосмыслению и пересмотру организации логистических процессов. В свое время Калужская область стала первым регионом России, создавшим мультимодальные комплексы формата «грузовая деревня». Сегодня «Фрейт Вилладж Ворсино» — крупнейший в центральной части России транзитный хаб между Европой и Азией, предлагающий полный комплекс транспортно-экспедиционных услуг. Транспортная магистраль активно используется российскими и иностранными компаниями для импорта и экспорта грузов.

Безусловно, важным принципом дальнейшего развития транспортной системы для нас остается предоставление бизнесу, а главное, жителям и гостям региона оптимальных по качеству, стоимости и, конечно, безопасности транспортных услуг. Эта задача уже успешно решается за счет реконструкции имеющейся дорожной сети, строительства новых дорог и цифровой трансформации всего транспортного комплекса. При этом особое внимание мы уделяем совершенствованию автодорожной сети. Например, сейчас команда региона работает над внедрением интеллектуальных транспортных систем.

— Владислав Валерьевич, Вы затронули очень актуальную тему — внедрение интеллектуальных транспортных систем. Как развивается ситуация с ИТС в регионе?

В. Ш.: Развивая логистическую инфраструктуру, мы опираемся на главный документ для всех регионов страны — Транспортную стратегию РФ до 2030 года, ключевой посыл которой заключается в формировании транспортной системы нового поколения, соответствующей сценарию цифрового инновационного развития.

Вектор этого развития задан шестью основными целями. Это формирование единого транспортного пространства, доступность объема и конкурентоспособности транспортных услуг для грузовладельцев и интеграция в мировое транспортное пространство. Еще 3 цели связаны с доступностью и качеством транспортных услуг, повышением безопасности и снижением вредного воздействия на окружающую среду.

Международный опыт показывает, что один из эффективных инструментов достижения поставленных целей — это создание интеллектуальных транспортных систем (ИТС). Внедрение технологий ИТС позволит снизить количество ДТП, увеличить пропускную способность автомобильных дорог, уменьшить негативное воздействие на окружающую среду.

Программа по внедрению интеллектуальных транспортных систем в субъектах РФ, в том числе и в нашей области, реализуется в рамках нацпроекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги». Главная цель проекта — автоматизация управления дорожным движением. Главный результат — повышение безопасности на дорогах.

В Калужской области отдельные части ИТС уже действуют — это комплексы фотовидеофиксации нарушений скоростного режима, автоматические пункты весогабаритного контроля, 27 дорожных станций мониторинга погодных условий. Порядка 150 км областных автомобильных дорог освещают светильники, подключенные к автоматизированной системе управления наружным освещением.

В основе системы управления ИТС нашей области — интеграционная платформа интеллектуальной транспортной системы. Она в режиме реального времени собирает и анализирует транспортные потоки с возможностью визуализации и поддержки принятия решения. То есть система объединяет дорожно-транспортный комплекс в единую цифровую платформу управления и анализа с возможностью модульной модернизации. Платформа повышает эффективность расходования средств и использования улично-дорожной сети городской агломерации, а также оптимизирует работу сотрудников отрасли.

Проделанная работа по формированию элементов интеллектуальной транспортной системы Калужской области уже позволяет говорить об изменениях к лучшему. Вместе с тем перед командой региона стоит еще много задач по развитию ИТС.

участок-дороги-КО.jpg


Министр дорожного хозяйства Калужской области Михаил Голубев —

о развитии интеллектуальных транспортных систем в Калужской области

Калужская область обладает достаточно развитой транспортной системой. По территории региона проходят важнейшие автомобильные магистрали, по которым осуществляются транзитные связи не только с соседними регионами РФ — Брянской, Московской, Орловской, Смоленской и Тульской областями, но и со странами ближнего зарубежья — Республикой Украиной и Республикой Беларусь. Развита железнодорожная сеть. С 2015 года работает международный аэропорт «Калуга». Все это важные факторы повышения качества жизни и инвестиционной привлекательности региона.

Таким образом, транспорт играет важную роль для Калужской области. Однако вместе с положительным влиянием на экономику и социальное развитие региона массовая автомобилизация несет в себе и отрицательные последствия. Главные негативные моменты — большой уровень человеческих потерь, загромождение улиц, постоянно растущие задержки людей и груза на всех видах транспорта. Последнее связано с объективной нехваткой мощностей транспортной инфраструктуры и с недостаточным уровнем управления транспортными потоками. Нельзя забывать и о вредном воздействии автомобильного транспорта на окружающую среду. Это загрязнение воздуха, шум, вибрация и др. Особенно заметны все эти моменты становятся с увеличением количества личного транспорта. В Калуге в среднем не меньше одного автомобиля на семью. Всего в области порядка 400 000 автотранспортных средств, не считая прицепов и полуприцепов.

Помочь снизить эти негативных моменты должно создание новой категории транспортных систем — ИТС. Актуальность и необходимость их повсеместного внедрения сегодня не вызывает в профессиональной среде сомнений: ИТС — это одна из важнейших составляющих цифровизации транспортной отрасли и экономики в целом. К примеру, телематические системы управления в составе ИТС позволят увеличить автоматизацию и предсказуемость пассажирских перевозок. Интермодальные сервисы управления улучшат связь между различными видами транспорта и увеличат возможности выбора оптимальных вариантов поездки. Расширение доступа к актуальной и надежной транспортной информации позволит водителям и пассажирам оперативно выбирать лучшие условия поездки и движения по автодорогам.

Для того, чтобы снизить вредное воздействие транспортных средств на окружающую среду, в составе ИТС предусмотрены энергоэффективные режимы движения транспортных потоков. То есть за счет контроля загрузки транспортных узлов и коридоров мы сможем снизить количество и продолжительность «заторовых» ситуаций.

Таким образом, интеллектуализация транспортных процессов позволит сократить пробки на автомобильных дорогах, оптимизировать использование дорожного ресурса и снизить вредное воздействие транспортных средств на окружающую среду.


Начальник управления ИТС общеотраслевого центра компетенций ФАУ «Росдорнии» Василий Кургузов — о национальной сети ИТС. Калужский опыт.

Одной из задач цифровой трансформации экономики Российской Федерации является повышение эффективности управления транспортным комплексом, его интеграция в мировую цифровую транспортную систему и обеспечение максимальной загрузки отечественной транспортной инфраструктуры в новых условиях глобального мирового транспортного рынка.

Основные проблемы цифрового развития дорожно-транспортной отрасли в Российской Федерации, которые возникли, как следствие её естественного развития, проявились в процессе реализации мероприятий национального проекта БКАД, и состоят в следующем:

  • фрагментарность и разобщенность информационных и телематических систем, информационно-телекоммуникационных ресурсов, включая элементы интеллектуальных транспортных систем и интеллектуальной дорожной инфраструктуры, как на уровне субъекта Российской Федерации, так и на региональном уровне странового пространства в целом;
  • неоднородность технико-технологического обеспечения, которая выражается, в том числе, в различном уровне технической оснащенности дорожно-транспортной инфраструктуры, включая наличие и качество связного и навигационного обеспечения;
  • высокий уровень уязвимости информационно-телекоммуникационной инфраструктуры по причине использования в её составе зарубежных систем спутниковой связи, импортного аппаратного и программного обеспечения;
  • недостаточный уровень стандартизации и унификации используемых технологических решений, интерфейсов и протоколов информационного взаимодействия, низкая интероперабельность на системном уровне;
  • недостаточный уровень доступности данных государственных информационных систем и их структурная нестыковка по причине недостаточной межведомственной интеграции.
  • Это пласт задач, решение которых требует значительного количества ресурсов и времени. Но, пожалуй, из всех перечисленных, наиболее актуальной является задача обеспечения интероперабельности оборудования и технологий, используемых при создании интеллектуальных транспортных систем.

    Способ решения этой задачи — комплексирование и гармонизация национальной сети ИТС на основе унификации и стандартизации, функциональной совместимости и объединения технических компонентов и технологических решений, используемых при построении интеллектуальных транспортных систем, а также конвергенции технологий, приложений и организационных решений.

    В 2020 году, в рамках реализации мероприятий федерального проекта «Общесистемные меры развития дорожного хозяйства», начато финансирование работ по созданию (или развитию) интеллектуальных транспортных систем в 27 городских агломерациях с числом жителей, превышающим 300 тыс. человек. Внедрение элементов интеллектуальных транспортных систем в крупных городских агломерациях является начальной точкой для формирования интеллектуальных транспортных систем на территории данных субъектов Российской Федерации. В основу построения всех элементов и подсистем интеллектуальных транспортных систем на территории субъекта должны быть заложены требования по интероперабельности, безопасности и адаптивности к изменениям элементов, подсистем и применяемых технологических решений. С учетом возможности свободного передвижения транспортных средств между субъектами, данные принципы должны быть применимы на территории всей Российской Федерации, что подразумевает под собой создание национальной сети интеллектуальных транспортных систем.

    Основной целью создания национальной сети ИТС является скоординированное развертывание ИТС в субъектах Российской Федерации, крупных городских агломерациях и на федеральных автомобильных дорогах общего пользования, позволяющее обеспечить их функциональную совместимость как на региональном, так и на межгосударственном уровне и синергию используемых при создании ИТС единых организационных, методологических, технических и технологических подходов и решений.

    Достижение указанной цели будет осуществляться за счет решения задач по формированию единых нормативных правовых, методологических, информационно-технологических, организационных и кадровых механизмов создания, развития и обеспечения функционирования национальной сети интеллектуальных транспортных систем.

    Национальная сеть интеллектуальных транспортных систем должна представлять собой территориально распределенный комплекс технологически и информационно сопряженных интел ектуальных транспортных систем, функционирующих на автомобильных дорогах общего пользования Российской Федерации и обеспеченных единым логистическим функционалом и мониторингом, независимо от форм собственности на компоненты интеллектуальных транспортных систем и автомобильные дороги общего пользования, на которых они установлены, и организационно-правовой формы операторов ИТС.

    Организационно-функциональная модель национальной сети интеллектуальных транспортных систем на автомобильных дорогах общего пользования имеет двухуровневую структуру.

    Первый уровень — это цифровая интеграционная платформа национальной сети ИТС федерального уровня, являющаяся составной частью и прикладной цифровой платформой Единой цифровой платформы транспортного комплекса Российской Федерации.

    Второй уровень состоит из двух функциональных сегментов:

    • интеллектуальные транспортные системы на федеральных автомобильных дорогах общего пользования, находящихся в оперативном управлении Росавтодора и доверительном управлении государственной компании «Российские автомобильные дороги».
    • интеллектуальные транспортные системы субъектов Российской Федерации, включающие элементы ИТС на региональных и муниципальных автомобильных дорогах общего пользования.

    Подходы к созданию интеллектуальных транспортных систем, определенные Правительством Калужской области, соответствуют международному опыту, а также принципам построения национальной сети ИТС, что в рамках реализации проекта по созданию ИТС позволит достичь следующих эффектов:

    • снижение задержек и увеличение скорости движения транспортных потоков на основе создания и внедрения автоматизированных средств управления дорожным движением в реальном масштабе времени;
    • обеспечение приоритетных условий движения пассажирского и специального транспорта, в том числе с использованием систем точного позиционирования, реализованных на основе перспективных технологий ГЛОНАСС/GPS;
    • обеспечение высокого уровня информирования о статусе дорожно-транспортной ситуации в заданном или реальном масштабе времени субъектов управления дорожно-транспортным комплексом и участников движения;
    • повышение эффективности проведения мероприятий по ликвидации чрезвычайных ситуаций на сети автомобильных дорог общего пользования и их последствий;
    • повышение оперативности управления парком транспортных средств специальных, ремонтных, эксплуатационных и аварийных служб, в том числе с использованием системы точного позиционирования на базе спутниковых технологий ГЛОНАСС/GPS и наземного оборудования;
    • а также в обозримом будущем, это, в том числе, обеспечение безопасности и эффективности смешанной транспортной среды с участием высоко- или полностью автоматизированных транспортных средств, движущихся в беспилотном режиме.

Возврат к списку