баннер Телеграм каналбаннер Телеграм канал

Пассажирский транспорт: битва за мобильность, комфорт и безопасность

Рейтинг 5
2255
Зотов Илья Сергеевич
Председатель Общероссийского объединения пассажиров

— Пассажирский транспорт является основой транспортного комплекса и важнейшей составной частью экономической системы России. Технологическое развитие транспортного комплекса в целом и пассажирского транспорта в частности не стоит на месте. Появление и распространение новейших видов транспорта несомненно являются прорывом и открывают возможности для трансформации и транспортной отрасли, и самих городов. Илья Сергеевич, какие вызовы в связи с этим стоят перед отраслью?

И. З. Транспортная отрасль стоит в авангарде всех современных требований к подвижному составу, динамично развивается для обеспечения мобильности пассажиров. Почти у каждого жителя есть смартфон, который позволяет видеть, через какое время приедет автобус, сформировать свой маршрут различными видами мобильности, вызвать такси, обозначив точку на карте в специальном приложении. В транспорте появляется возможность оплаты картой; появились транспортные карты, заменив классические билеты; для повышения безопасности появляются системы видеонаблюдения; все чаще в автобусах и на остановках можно встретить бесплатный Wi-Fi, что сказывается на комфортности поездки.

EBl0bcfXUAAFu2g.jpg

Сегодня мы считаем такие сервисы и функционал обычными, но ведь десять лет назад всего этого не было, также как велопроката или каршеринга. При этом каждый из перечисленных сервисов появлялся как ответ на существующий запрос наших жителей. Есть у этого и минусы: например, за таким стремительным развитием транспортной отрасли не успевает законодательство, что приводит к юридическим коллизиям. Более того, в погоне за предоставлением людям мобильности и комфорта часто упускается из виду безопасность транспортной корреспонденции. Это тоже определенный вызов: нужно найти путь для того, чтобы не остановить развития систем требованиями вводить целый комплекс мер по безопасности поездки. Не отбросит ли такое чрезмерное регулирование отрасль назад? Так что для дальнейшей слаженной работы мы должны принимать взвешенные решения и просчитывать каждый шаг, чтобы понимать, как изменится транспорт в будущем.

— Обсуждая перспективы регулирования отрасли, часто указывают и на серьезную проблему — на отставание законодательства от технологического прогресса. Между тем, перед отраслью стоит важная задача формирования позитивного имиджа пассажирских перевозок, что невозможно без внедрения инноваций. Какая работа ведется для устранения этой сложности и ведется ли?

И. З. Все правильно, за пределами больших городов образ общественного транспорта в глазах пассажиров не самый идеальный. Вызывает нарекания состояние подвижного состава, отсутствие оптимальной маршрутной сети или расписание — например, если последний рейс автобуса идет в 21 час, пассажиры оказываются ограничены в возможности передвижения и будут негативно относиться к общественному транспорту. Не должно быть и такого дисбаланса, когда в Москве работают трехлетние автобусы, а в регионах изношенность автобусного парка близка к 80%. Все эти проблемы и могут решать законы, которые важно принимать оперативно, но обдуманно.

sc_1500x1000_RUL_6328.jpg

Так, важно установить срок эксплуатации транспортных средств — единый для всех регионов, обеспечить финансовые возможности для закупки транспорта, а значит разработать понятные меры поддержки регионов и бизнеса. В последнее время такая работа началась, появились, например, требования к подвижному составу, где указана о необходимости наличия систем кондиционирования. Вроде бы мелочь, но для южных регионов данная норма как глоток свежего воздуха. Появляются комплексные схемы организации транспортного обслуживания населения с помощью общественного транспорта, регионы переходят на модель брутто-контрактов, что отменяет «гонки автобусов» за каждым пассажиром и повышает безопасность поездки. Однако важно понимать, что вместе с принятием качественных законодательных изменений, нужно активнее заниматься кадровой политикой в отношении органов власти: кураторы транспорта должны быть профессионалами в своем деле.

— Часто можно услышать, что в некоторые отдаленные населенные пункты на общественном транспорте не добраться, регионы и муниципалитеты зачастую не согласуют друг с другом схему работы общественного транспорта. Действительно ли в регионах пока не сформирован комплексный подход к выполнению требований к пассажирским перевозкам и каждый субъект по-своему решает задачи развития общественного транспорта?

И. З. Действительно, такая проблема существует, более того — она на законодательном уровне пока не решена. У органов местного самоуправления есть полномочия по обеспечению транспортной доступности населения, но часто это не подкрепляется должным финансированием. Каждый район области решает вопрос по-своему, тогда как в таком деле нужно решение проблемы на уровне субъекта, когда все корреспонденции рассматриваются комплексно, они взаимоувязаны по времени и с возможностью различных пересадок. Что мы имеем сейчас? Расписание автобусов функционирует в отрыве от расписания пригородных поездов, в итоге доехать до конкретной сельской территории стоит немалого труда. Я убежден: для решения подобных проблем нужны не огромные усилия, а системность работы.

Полную версию интервью читайте в новом 13-м выпуске журнала (август 2020)

Возврат к списку

Чтобы оставить комментарий - авторизуйтесь через