ИТС в регионах — достичь цели, объединяя усилия

Рейтинг 4.25
2028
Костюченко Игорь Владимирович
заместитель руководителя Федерального дорожного агентства

— Игорь Владимирович, на каком уровне развития на данный момент находятся интеллектуальные транспортные системы в России?

И. К. Первые элементы интеллектуальных транспортных систем в нашей стране появились более 10 лет назад. Именно тогда некоторые регионы начали задумываться об «умных» светофорах, запускать автоматизированные системы управления дорожным движением. Но только в последние 4-5 лет процесс цифровизации дорожно-транспортной инфраструктуры вышел на уровень активного масштабного внедрения ИТС.

Предпосылок для выхода на новый уровень достаточно много. Во-первых, за последнее время существенно расширились спектр и функциональность технологических и IT-решений для дорожной отрасли. IT-компании увидели наконец-то в дорожно-транспортной отрасли потенциальный спрос и начали разрабатывать специализированные продукты, ориентированные на удовлетворение потребностей нашей индустрии. Во-вторых, положительно сказалось на зрелости отношения к ИТС и повышенное внимание со стороны федеральных и региональных властей.

фото-1-статья-Костюченко.jpg

Это, конечно, лишь самые значимые причины развития ИТС в нашей стране. Важно то, что изменения даже в уровне восприятия ИТС видны невооруженным глазом.

Если ранее на профильных конференциях аудитории приходилось рассказывать о том, что такое ИТС и для чего они нужны, то сейчас мы уже обсуждаем конкретные результаты внедрения ИТС в отдельных регионах. Это очень значимый рывок.

Подчеркну: актуальность ИТС и необходимость их повсеместного внедрения сегодня не вызывает в профессиональной среде сомнений: ИТС — это одна из важнейших составляющих цифровизации транспортной отрасли и экономики в целом. Для нас, дорожников, приоритетом, конечно, остается приведение дорожной сети в нормативное состояние, и мы из года в год добиваемся в этом существенных результатов. В то же время со стороны отрасли существует понимание необходимости работы не только над физической, но и над цифровой инфраструктурой автомобильных дорог.

— Какие задачи в области внедрения и развития ИТС предстоит решить в ближайшие годы регионам и стране в целом?

И. К. Программа развития ИТС в России реализуется в рамках федерального проекта «Общесистемные меры развития дорожного хозяйства» национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги». Уже создана профильная рабочая группа, разработаны методические рекомендации по внедрению и развитию ИТС для регионов. В рамках этого нацпроекта из федерального бюджета на ИТС выделено порядка 42 млрд рублей — это не считая инвестиций из региональных бюджетов. Так что текущий 2020 год имеет все шансы стать определяющим для развития ИТС — в этом году мы переходим к практической реализации системных проектов в регионах.

Однако собственно внедрение ИТС — не единственная задача. Я уже упомянул, что в некоторых регионах ИТС в том или ином виде существуют давно. Так что одной из ключевых задач, стоящих перед регионами на данном этапе, является обеспечение интеграции и взаимоувязки между собой уже существующих подсистем и создание условий для их оптимизации в будущем. А это возможно только при создании правильной технологической и организационной инфраструктуры, которая бы отвечала необходимым требованиям.

— Речь про межведомственную или про межсубъектовую интеграцию?

И. К. Важно обеспечить и то, и другое. У нас большая страна с огромной протяженностью дорог. Они находятся в ведении разных регионов и разных ведомств. Но для их эффективной эксплуатации необходимо, чтобы они были увязаны в единую цифровую систему. Всем известно, что до сих пор часто качество дорог очень разнится от региона к региону. Нацпроект «Безопасные и качественные автомобильные дороги» должен устранить эти отличия, касается это и цифровой составляющей.

фото-2-статья-Костюченко.jpg

Поэтому должна быть проведена интеграция ИТС между регионами и между субъектами дорожной деятельности, это касается и федеральных, и региональных, и всех остальных дорог. Также требуется интеграция с платформой АСУТК Минтранса РФ. В результате мы должны создать единое IT-пространство для всех дорог.

Полную версию статьи читайте в новом 12-м выпуске журнала (март 2020)

Возврат к списку