баннер Телеграм каналбаннер Телеграм канал

Покорить цифровое будущее

Рейтинг 0

Сегодня принято ругать высшее образование. Программы вузов оторваны от бизнеса и реальных потребностей экономики, и если теорию молодежь знает, то, как ее применить на практике, даже не представляет. И в какой-то мере это действительно так. Да, российские студенты выигрывают международные олимпиады по физике, математике, программированию, но победителей единицы, а выходят работать на предприятия миллионы. И бизнесу приходится еще долго доучивать и переучивать недавних студентов — разумеется, за свой счет.

хакатон1.jpg

В условиях цифровизации экономики, когда технологии меняют все процессы настолько стремительно, что зачастую даже не отследить, как произошла трансформация, кадровый вопрос стоит особенно остро.

Транспортная отрасль — не исключение. Вузов и кафедр, которые готовят специалистов для нашей индустрии, в стране много. Но количество выпускников интересно больше статистикам, чем практикам. Бизнесу и государству нужны те, кто сможет генерировать новые идеи, находить пути решения проблем, проводить цифровизацию транспортной отрасли — и не через два-три года, когда наберется опыта, а прямо сегодня.

Это ставит перед нами вечный русский вопрос: что делать? Менять программы вузов? Создавать кафедры лидеров отрасли? Отправлять экспертов ведущих компаний читать лекции студентам? Устраивать длительные практики в реальном бизнесе? Каждый из вариантов по-своему хорош. Более того, так или иначе это уже используется высшим образованием. Это весьма долгосрочная стратегия, результат которой, конечно, будет и даже, может быть, уже есть, но все же явно нужно что-то еще. То, что сможет моментально перестроить отношение студентов к образованию, переведя его из области теории в сферу практического применения, где знания и умению будут приносить реальную пользу.

Другими словами, нужен стимул, который изменит цель получения образования. Нужно что-то, чтобы студенты поняли, что учатся они не ради диплома, не ради большой зарплаты в будущем — хотя куда же без этого. Учатся они для того, чтобы уже сегодня создавать будущее, воплощать идеи в жизнь, причем не фантастические идеи, а вполне реальные, которые изменят жизнь и их самих, и окружающих.

хакатон2.jpg

И такой инструмент есть — это хакатоны. Если раньше они были интересны преимущественно программистам, то сейчас во всем мире их активно применяют для нужд различных отраслей. Хакатон — это своего рода мозговой штурм, в ходе которого разные команды решают одну и ту же проблему. В рамках международного форума «Интеллектуальные транспортные системы России» и конференции «ИТС регионам» проводятся хакатоны, задания которых напрямую связаны с транспортной отраслью.

Для студентов и молодых специалистов хакатон особенно интересен — об этом говорят и представители ОГУ им. И.С. Тургенева, который является опорным вузом нашего проекта. Прежде всего, на хакатоне студенты быстро получают опыт решения практических задач, могут определить, каких компетенций им не хватает и какие «скиллы» надо подтянуть. К тому же они могут оценить себя в сравнении с другими молодыми специалистами или студентами и увидеть, куда расти. Кроме того, они могут понять, чем им в действительности интересно заниматься, т.е. выбрать сферу деятельности осознанно, а не искать место работы после окончания вуза методом «научного тыка» по объявлениям.

К примеру, уже на первом хакатоне, проводившемся в рамках нашего форума, предлагалось сразу четыре задачи: разработка единой городской платформы такси, интерфейса веб-портала «Городской общественный транспорт будущего», механизмов и правил определения рейтинга безопасных городов на основе параметров госпрограммы и единой платформы пользования услугами придорожного сервиса. На втором хакатоне один кейс был посвящен взаимоотношениям каршеринговых фирм с сервисными компаниями, а второй — внедрению и эксплуатации региональной инновационной транспортной системы.

хакатон3.jpg

При организации хакатона мы подошли к выбору кейсов весьма прагматично, чему немало способствует поддержка со стороны Ассоциации «Цифровая Эра Транспорта», которая изначально ориентирована на практику цифровизации отрасли. Мы не стали выдумывать искусственных задач, а предложили нашим партнерам сформулировать те задачи, которые действительно актуальны на сегодняшний день. Среди наших партнеров — РОСАВТОДОР, ЦОДД, ГБУ «МосТрансПроект», ГК «Навигатор».

хакатон5.jpg

Возможно, кто-то подумает, что для бизнеса такие хакатоны — благотворительные проекты. Вовсе нет. Это возможность по-новому взглянуть на задачу, увидеть нетривиальные решения. Всем хорошо известна история про математика Джорджа Данцига, который, опоздав на лекцию, принял за домашнее задание задачи, решения которых еще никто не нашел, и неожиданно справился с ними. Он просто не знал, что задачи сложные — и вот результат. Так же и в случае с хакатоном: то, что было камнем преткновения для реального бизнеса, вдруг реализовали студенты — просто потому, что нашли нестандартный подход.

Лучшим подтверждением того, что хакатон — не очередная игрушка для бизнеса, является то, что предприятия будут интегрировать разработки ребят в свои реальные бизнес-проекты. Так что идеи, сгенерированные молодежью, найдут свое применение. С некоторыми командами даже будут созданы совместные предприятия, т.е. на хакатоне родился новый бизнес — это отличный результат и для конкурсантов, и для отрасли.

Сегодня хакатоны — это и связующее звено между вузами и бизнесом, позволяющее вывести образование на новый уровень, и стартовая площадка для молодых специалистов, и генератор идей. Именно поэтому хакатоны столь ценны: они помогают делать транспортную отрасль цифровой уже с

Возврат к списку

Чтобы оставить комментарий - авторизуйтесь через