Транспортное планирование и интеллектуальные транспортные системы как драйверы развития городов России

Рейтинг 4.67
1861
Брязгина Екатерина Олеговна
заместитель генерального директора ФАУ «РОСДОРНИИ»

ночная дорога

Транспортное планирование — деятельность по планированию развития транспортной системы территории (субъекта РФ, городской агломерации, муниципального образования), в том числе по развитию транспортной инфраструктуры, организации комплексного транспортного обслуживания населения и организации дорожного движения.

Транспортное планирование включает:

  •  исследование работы транспортной системы территории;
  •  установление целевых показателей транспортной системы;
  •  формирование альтернативных наборов мероприятий для достижения данных целевых показателей;
  •  выбор оптимального набора мероприятий по развитию транспортной системы на основе прогнозной оценки эффективности реализации данных мероприятий (с использованием средств математического моделирования транспортной системы).

Транспортное планирование позволяет обеспечить координированное развитие всех видов транспорта в увязке с градостроительной деятельностью, а также обоснованный выбор наиболее эффективных мероприятий по развитию транспортной системы в условиях ограниченного финансирования.

Транспортное планирование осуществляется путем разработки документов транспортного планирования на региональном и муниципальном уровне. Под документами транспортного планирования понимаются документы, устанавливающие целевые показатели и мероприятия в сфере развития и использования инфраструктуры всех видов транспорта (за исключением трубопроводного), и обеспечения транспортного обслуживания населения; в их число входят программы комплексного развития транспортной инфраструктуры, комплексные схемы транспортного обслуживания населения, и комплексных схемы организации дорожного движения.

Имеющийся опыт разработки и реализации документов транспортного планирования в городах и городских агломерациях (в том числе, в рамках реализации приоритетного проекта «Безопасные и качественные дороги» в 2017-2018 годах) подтверждает их вклад в улучшение транспортной ситуации. Например, в Казани за 2 года реализации документов транспортного планирования, средняя скорость движения на основных улицах города увеличилась на 5 километров в час, их пропускная способность возросла на 18%, время проезда на этих участках сократилось на 5-10 минут.

Потребность в разработке единых документов транспортного планирования субъектов РФ и городских агломераций в рамках реализации Национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги», вытекает из необходимости решения ряда проблем транспортного, стратегического и территориального планирования в части развития транспорта:

  1. На уровне субъектов РФ отсутствует единый документ, устанавливающий целевые показатели и мероприятия в сфере развития транспортной инфраструктуры в увязке с обеспечением комплексного транспортного обслуживания населения (аналог ПКРТИ, разрабатываемых для городских агломераций, округов и поселений). Т.е. фактически планирование развития транспортной инфраструктуры на уровне субъектов РФ целиком осуществляется в ходе территориального планирования.
  2. При этом нормативное и методическое обеспечение, устанавливающее требования к документам стратегического планирования (включая документы территориального планирования) субъектов РФ, практически не содержит требований, рекомендаций или указаний в части транспортного планирования.
  3. Планирование комплексного транспортного обслуживания населения субъектов РФ в межмуниципальном и межрегиональном сообщении осуществляется одновременно на основе Документов планирования регулярных перевозок автомобильным транспортом и Комплексных планов транспортного обслуживания населения в части пригородных пассажирских перевозок; причем механизмы координации разработки и реализации данных документов действующим нормативным обеспечением не предусмотрены.
  4. Как на уровне субъектов Российской Федерации, так и на уровне городских агломераций и отдельных муниципальных образований, отсутствует механизм, обеспечивающий увязку транспортного планирования и градостроительной деятельности (прежде всего, территориального планирования и градостроительного зонирования). Результаты анализа и прогнозирования параметров работы транспортной системы, полученные в ходе разработки документов транспортного планирования, а также мероприятия, предусмотренные документами транспортного планирования, формально не являются основанием для корректировки схем территориального планирования либо генеральных планов, а также правил землепользования и застройки. На практике это приводит к несоответствию параметров застройки и расселения (и генерируемого ими транспортного спроса) провозной возможности транспортной системы муниципального образования, городской агломерации и/или субъекта РФ.
  5. Обозначенные проблемы могут существенно затруднить субъектам РФ достижение целей Национального проекта. Прежде всего, это касается цели по снижению доли автомобильных дорог федерального и регионального значения, работающих в режиме перегрузки, так как уровень загрузки дорожной сети движением определяется структурой транспортного спроса (как в пассажирском, так и в грузовом сообщении), и зависит от параметров работы всех видов транспорта.

    Позиция ФАУ «РОСДОРНИИ» как Отраслевого центра компетенций Национального проекта, заключается в том, что разработка документов транспортного планирования субъектов РФ и последующий мониторинг и оценка качества этих документов Минтрансом России позволят обеспечить обоснованность и эффективность мероприятий, включаемых в состав программ дорожной деятельности (региональных проектов).

    панорамное шоссе

    Исходя из этого, ФАУ «РОСДОРНИИ» был подготовлен проект Методических рекомендаций по разработке документов транспортного планирования субъектов Российской Федерации, который содержит требования к составу, содержанию и порядку подготовки документов транспортного планирования, разрабатываемых в рамках реализации Национального проекта.

    В субъектах РФ будут разрабатываться Программы комплексного развития транспортной инфраструктуры (ПКРТИ) и Комплексные схемы обслуживания населения субъектов РФ общественным транспортом (КСОТ); в городских агломерациях — ПКРТИ, КСОТ и комплексные схемы организации дорожного движения (КСОДД).

    Для обеспечения достижения целей Национального проекта на уровне субъектов РФ, в основу Методических рекомендаций заложены следующие основные принципы транспортного планирования:

    1. Обеспечение комплексного характера транспортного планирования на уровне субъекта РФ за счет разработки единых документов транспортного планирования в сфере развития инфраструктуры всех видов транспорта (ПКРТИ) и организации комплексного транспортного обслуживания населения (КСОТ).
    2. Использование в ходе транспортного планирования средств и методов математического моделирования транспортных систем для оценки эффекта от реализации вариантов проектирования и отдельных мероприятий, предусмотренных документами транспортного планирования.
    3. Рассмотрение транспортных систем городских агломераций на территории субъекта РФ как отдельных объектов транспортного планирования и разработка единых общих документов транспортного планирования (ПКРТИ, КСОТ и КСОДД) в отношении территорий городских агломераций (с учетом опыта реализации приоритетного проекта «Безопасные и качественные дороги»).
    4. Оценка социально-экономического эффекта реализации комплексов мероприятий по развитию транспортной инфраструктуры, организации комплексного транспортного обслуживания населения и организации дорожного движения — в т.ч. с учетом воздействия транспорта на окружающую среду и экономии времени населения на передвижения.

    С учетом данных принципов, разработка документов транспортного планирования субъекта Российской Федерации будет направлена на решение следующих задач:

    1. Прогнозирования параметров функционирования транспортной системы субъекта РФ, включая:
      1. обследование параметров работы транспортной системы субъекта РФ и подвижности населения в межрегиональном и межмуниципальном сообщении;
      2. разработку, эксплуатацию и периодическую актуализацию математической модели транспортной системы субъекта РФ, обязательной для применения при разработке документов транспортного планирования субъекта РФ и являющейся источником исходных данных при разработке математических моделей транспортных систем городских агломераций на территории субъекта РФ;
      3. установление системы целевых показателей развития и функционирования транспортной системы субъекта РФ (включая целевые показатели, предусмотренные паспортом Национального проекта);
      4. подготовку прогнозных сценариев развития транспортной системы субъекта РФ.
    2. Планирования развития инфраструктуры всех видов транспорта, обеспечивающей межрегиональные и межмуниципальные сообщения в границах субъекта РФ, включая:
      1. планирование мероприятий по осуществлению дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения;
      2. планирование мероприятий по строительству, ремонту и содержанию железнодорожных путей общего пользования в границах субъекта РФ;
      3. планирование мероприятий по строительству, реконструкции и эксплуатации аэропортов, речных и морских портов, транспортно-пересадочных узлов, железнодорожных станций и вокзалов, автовокзалов, погрузочно-разгрузочных площадок, складов и терминалов, парков и депо, иных объектов, обеспечивающих функционирование транспортной системы субъекта РФ.
    3. Обеспечения комплексного транспортного обслуживания населения субъекта РФ на межрегиональных и межмуниципальных маршрутах регулярных перевозок пассажиров и багажа всеми видами транспорта, включая:
      1. планирование мероприятий по установлению, изменению характеристик (трассировки, провозной возможности, режима работы и иных), либо отмене маршрутов пассажирского транспорта общего пользования в межрегиональном и межмуниципальном сообщении;
      2. планирование мероприятий по организации регионального транспортного заказа.
    4. Организации и обеспечения безопасности дорожного движения, включая планирование мероприятий по разработке проектов и схем организации дорожного движения, направленных на ликвидацию очагов аварийности, снижение числа ДТП с погибшими и пострадавшими, и снижение числа участков автомобильных дорог, работающих в режиме перегрузки.
    5. 9-го сентября Методические рекомендации были разосланы Минтрансом России главам регионов; в сопроводительном письме установлен порядок отчетности субъектов РФ по разработке документов транспортного планирования, который предполагает направление в Минтранс итоговых документов и промежуточных материалов по ходу работ.

      Утвержденные документы транспортного планирования Минтранс России намерен получить к 1 августа 2020 года; а промежуточные контрольные точки предполагают, что регионами будут представлены:

      1. Отчет о внесении изменений в региональное законодательство, предусматривающих разработку документов транспортного планирования — к 15 октября 2019 г.;
      2. Отчет о выполнении анализа работы транспортной системы субъекта РФ и проведении необходимых транспортных обследований — к 10 декабря 2019 г.;
      3. Предложения по комплексам мероприятий (вариантам проектирования) развития транспортных систем регионов, и оценку эффективности реализации этих вариантов, полученную с использованием математической модели транспортной системы — к 15 апреля 2020 г.;
      4. Проекты документов транспортного планирования для направления в согласующие инстанции — к 3 июля 2020 г.;

      Отчетные материалы по контрольным точкам будут рассматриваться Экспертным советом при Минтрансе России с присвоением документам транспортного планирования субъектов РФ итоговой оценки, которая будет учитываться при определении размеров межбюджетных трансфертов на реализацию ими целей Национального проекта.

      Кроме того, наличие и уровень проработки документов транспортного планирования в регионах будут рассматриваться при выделении средств федерального бюджета на реализацию мероприятий Национального проекта, связанных с внедрением интеллектуальных транспортных систем и обновлением подвижного состава пассажирского транспорта общего пользования городских агломераций. Как маршрутная сеть общественного транспорта, так и ИТС должны рассматриваться в качестве элементов единой транспортной системы, проектируемой в рамках разработки документов транспортного планирования.

Возврат к списку