баннер Телеграм каналбаннер Телеграм канал

От лоскутного одеяла к экосистеме ИТС

Рейтинг 5
1863
Журавлев Антон Дмитриевич
президент Ассоциации «Цифровая Эра Транспорта»

Основой развития цифровых технологий на транспорте, в первую очередь в дорожной инфраструктуре в регионах и на федеральных магистралях — являются интеллектуальные транспортные системы. Именно ИТС являются фундаментом и для решения поставленных отраслевых задач в рамках «Цифровой экономики». На сегодняшний день нам многого уже удалось добиться в области развития ИТС, однако сегодня перед отраслью стоит целый ряд проблем, связанных с ИТС, и их необходимо решать, причем, не откладывая дела в долгий ящик.

1-293.jpg

Все начиналось 10-12 лет назад с запуска ГЛОНАСС, с масштабного оснащения транспортных средств и в первую очередь — пассажирского транспорта. Далее в нашей стране стали появляться отдельные элементы ИТС: АСУДД (автоматическая система управления дорожным движением), системы фотовидеофиксации и взимания платы на платных дорогах, весогабаритный контроль, пассажирские сервисы и т.д.

О недостатках текущей ситуации с ИТС в России и о том, что нужно изменить рассказал президент Ассоциации «Цифровая Эра Транспорта» Антон Дмитриевич Журавлев.

— Каков ключевой принцип функционирования ИТС?

А.Ж.: ИТС должны получить данные с различных датчиков, с периферийного оборудования, с инфраструктуры или транспортных средств по устойчивым каналам связи, с помощью специального программного обеспечения эти данные обработать, проанализировать, а полученный результат выдать в ситуационный центр различных служб, на табло переменной информации на дороге, на рабочий стол губернатора, на мобильных телефон пользователя и т.д. Упрощенно схема выглядит так: сбор — анализ — воздействие.

При этом интеллектуальные транспортные системы должны формироваться как единая экосистема взаимоувязанных цифровых сервисов и возможностей, которые должны решать следующие задачи:

  • управление дорожным движением, транспортными потоками и отдельными транспортными средствами, в перспективе — высокоавтоматизированными ТС;
  • содержание и управление процессами жизненного цикла дорожного хозяйства;
  • обеспечение всех видов безопасности в транспортных системах;
  • предоставление широкого спектра информационных, телекоммуникационных и логистических сервисов участникам дорожного движения и пользователям автодорог. 

схема-пятиэтажка-1-Журавлев.jpg

— Каковы общие проблемы на текущий момент?

А.Ж.: За последнее время в регионах внедрено множество решений, что не может не радовать. Но в текущей ситуации есть и ряд недостатков и проблем. Разберем по порядку. Во-первых, решения внедряются разрозненно, между системами отсутствует интеграция там, где она должна быть. К примеру, в отдельно взятом регионе используется множество программно-аппаратных решений, автоматизирующих процессы в области транспорта. Они функционируют на базе разнообразного оборудования, датчиков, камер, детекторов транспорта. При этом каждая из этих систем решает узкие задачи, не обмениваясь данными с другими, хотя такой обмен принес бы пользу всему региону.

И такая ситуация, к сожалению, типична, что уж говорить об интеграции между региональными ИТС. По оценке экспертов, для повышения качества жизни в регионах можно использовать не более 30% данных, собранных с помощью такого оборудования — этого, конечно, мало.

Необходимо помнить, что эффективное управление транспортной обстановкой невозможно без открытых и интегрированных данных — только в этом случае Big Data и искусственный интеллект будут приносить максимум пользы при их анализе.

Еще одна проблема состоит в том, что управление и содержание различных подсистем ИТС ведется различными ведомствами или подведомственными организациями, что в свою очередь повышает нагрузку на региональные бюджеты, разобщает человеческие ресурсы и снижает эффективность применения ИТС.

схема-пятиэтажка-2-Журавлев.jpg

Чтобы это исключить, необходимо создание единого органа ключевых компетенций — региональных центров организации дорожного движения, единых ситуационных центров. С их помощью можно объединить все существующие в регионе автоматизированные информационно-управляющие системы в единый центр контроля, прогнозирования и управления.

Кроме того, не решены в полной мере и вопросы межотраслевого взаимодействия. Данные, которые собирают транспортные ведомства, также необходимы и службам МЧС, и правоохранительным органам. Сейчас же мы часто можем видеть несколько камер на одном столбе, телефонные, а не автоматические запросы, сводные таблицы, да еще и в бумажном виде.

Перед нами же сейчас в рамках цифровизации стоит задача обеспечить связанность между субъектами Российской Федерации и между региональной и федеральной инфраструктурами, чтобы получить бесшовную и единую цифровую инфраструктуру автомобильных дорог. А значит, все вышеперечисленные проблемы предстоит решить.

— Каковы причины проблем и как их решить?

А.Ж.: Основная причина в том, что современное состояние российского рынка ИТС отличает слабая координация усилий различных структур, почти полное отсутствие национальных стандартов и нормативно-правовой базы.

Так что на сегодняшний день назрела необходимость формирования единой политики, определяющей правила развития сферы контроля, технического регулирования и развития рынка данных технологий как частей единого программного комплекса, объединяющего деятельность широкого перечня различных структур, задействованных в управлении дорожным движением на автомобильных дорогах напрямую или косвенно.

К актуальным вопросам нормативно-технического и нормативно-правового обеспечения относится, в частности, необходимость актуализации Федерального закона № 257 «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности...». В первую очередь это касается определения автомобильной дороги, включения в ее состав обязательной цифровой инфраструктуры и требований к ней. Эти требования должны быть сформулированы и в части энергетики, телекоммуникационных сетей на базе проводных и беспроводных технологий передачи данных, и в связи с применяемым для мониторинга, управления и информирования периферийным оборудованием, с аппаратными и программными ресурсами обработки и хранения данных.

Сейчас нам как никогда требуется разработка законов и регламентов, определяющих следующее

  • понятие цифровой инфраструктуры автомобильных дорог;
  • обязательные требования к оснащению автодорог цифровой инфраструктурой и ее функциональности;
  • единство требований, протоколов взаимодействия и физической связанности цифровой инфраструктуры;
  • порядок взаимодействий при создании и использовании цифровой инфраструктуры;
  • имущественные взаимоотношения;
  • порядок финансирования.

Также необходимы поправки в закон о ГЧП и концессиях, расширяющие перечень состава объекта концессии.

Пожалуй, ни у кого не вызывает сомнения, что главную ставку при развитии ИТС в России нужно делать на организации инфокоммуникационной инфраструктуры на сети федеральных и региональных дорог.

Автомобильные дороги и дорожные сети являются объектами обеспечения жизнедеятельности регионов и страны в целом, а обеспечение безопасности на автомобильных дорогах является составной частью обеспечения национальной безопасности.

А следовательно, для обеспечения автоматизации транспортного управления и безопасности на транспорте необходимо законодательно зафиксировать требование использования информационных и телекоммуникационных систем исключительно технологического и ведомственного характера, а сети связи общего пользования и коммерческие инфокоммуникационные ресурсы использовать для обеспечения некритичных пользовательских сервисов.

Также нам нужно актуализировать роль автомобильных дорог не только как логистических артерий, но также и как артерий информационных и телекоммуникационных. Это должно обеспечить цифровую связанность территорий, предоставление в зонах автомобильных дорог всех современных цифровых сервисов, включая пользовательские сервисы, инфокоммуникационное обеспечение экстренных служб, социальных и муниципальных объектов, способствовать развитию на удаленных территориях телемедицины и цифровых образовательных услуг.

Все это диктует необходимость нормативного обеспечения вопросов межотраслевого взаимодействия в рамках развития и использования технологических цифровых ресурсов автомобильных дорог.

— Что могут сделать регионы?

А.Ж.: Для обеспечения наибольшей эффективности внедрения, управления и использования финансовых ресурсов необходимо наличие региональных программ развития интеллектуальных транспортных систем, включающих следующие задачи:

  • разработку Плана комплексного развития интеллектуальных транспортных систем (ПКР ИТС) как основы нормативного регулирования комплекса мероприятий в субъекте;
  • создание информационной платформы, обеспечивающей интеграцию всех подсистем и объектов в комплексную систему на базе единых протоколов, функциональную полноту и реализуемость сервисов транспортного управления и безопасности на всей автодорожной инфраструктуре региона;
  • развитие интегрированных телекоммуникационных ресурсов ИТС вдоль автодорог субъекта;
  • создание и развитие периферийных компонентов системы (мониторинга, косвенного и директивного управления, информирования и оплаты) в населенных пунктах и на региональных и магистральных автомобильных дорогах;
  • развитие клиентских приложений и пользовательских сервисов.

фото-в-конец-перед-последним-абзацем-Журавлев.jpg

Повторю: заниматься решением этих задач необходимо сегодня — и на уровне отдельных субъектов федерации, и на уровне госрегулирования. Если проблемы не решать, они начнут накапливаться быстрее, и те позитивные результаты использования ИТС, которые мы видим сегодня, будут меркнуть на фоне общих сложностей. Для создания же экосистемы нужны усилия всех заинтересованных сторон.

Возврат к списку

Чтобы оставить комментарий - авторизуйтесь через